07.02.2018 15:25
    Поделиться

    Шерил Коннелли: Не стоит бояться, что из-за технологий люди лишатся работы

    Футуролог Ford рассказала о глобальных тенденциях и главных угрозах будущего

    Шерил Коннелли / пресс-служба Ford

    Современный человек много времени проводит за рулем и в условиях мегаполиса - вождение - это тяжелый труд. Когда можно будет ожидать массового появления беспилотных автомобилей, такси и автобусов?

    Когда мы рассуждаем об экономических аспектах и об автомобилях будущего, следует понимать, что это будущее не предопределяется современными компаниями. Особенно, если речь идет о беспилотных автомобилях, где очень много заинтересованных сторон. Тут важно учитывать специфику местного законодательства; кроме того, есть еще несколько важных факторов: каким будет будущий владелец такого авто, какими будут производители беспилотных авто, и, разумеется, какой будет транспортная инфраструктура. Согласитесь, какой толк в транспортной инфраструктуре, если она не способна создать необходимые условия для автомобилей будущего? Всё это также подразумевает необходимость разработки грамотного программного и аппаратного обеспечения, работу инженеров и работу госслужащих, т.к. развитие направления самоуправляемых авто - важный государственный аспект. Еще один немаловажный момент - обеспечение конфиденциальности и безопасности. Таким образом, проблем действительно много, но только в отдельных частях мира.

    Интересно, что в Индии, в стране, где экономика довольно турбулентна и перспективы ее стабилизации довольно туманны, уже более 80% населения выражают надежду, что в их будущем появятся беспилотные автомобили. Но если посмотреть на другие страны - США, Великобританию, Германию, то эта цифра будет значительно ниже: в США доля населения, которая считает, что будущее за беспилотными автомобилями, составляет 50%, в Великобритании - 45%, в Германии - 44%. Что любопытно, согласно результатам мировых исследований, 23 миллиона человек тратят по пять часов в день на перемещения по городу. Вот такие цифры. Кроме того, когда мы говорим о беспилотных автомобилях, следует понимать, что они не только делают нашу жизнь удобнее, но и помогают сделать наше будущее более безопасным - особенно в странах с плохой статистикой по ДТП и высокой смертностью на дорогах.
    Если говорить о западных странах, например, о США, Великобритании и Германии, где потребительская культура насчитывает многие десятилетия, то здесь автомобиль по-прежнему для некоторых является чем-то факультативным; люди видят в нем продолжение своей личности. И здесь по-прежнему заложен немалый потенциал.

    Применение ИИ становится все шире, в Китае на днях заявили о создании полицейского участка, где будет работать только ИИ. Возможно, скоро многие сегодняшние профессии исчезнут. А какие специальности будут востребованы в будущем?

    Общемировая тенденция такова, что 52% взрослого населения сходятся во мнении, что искусственный интеллект принесет человечеству больше вреда, чем пользы. При этом, меньше всего опасений новые технологии вызывают в Китае (только у 28% населения). Больше всего повсеместное внедрение ИИ пугает жителей Индии (61%) и Ближнего Востока (также 61%); респонденты из западных стран чуть менее склонны драматизировать ситуацию - например, 50% жителей США всё же верят в то, что развитие ИИ - это хорошо, так же, как и жители Германии - в этом уверены 51% респондентов.

    На самом деле важно понимать, что подобного рода технологии помогают людям лучше справляться со своими рабочими задачами. Например, ИИ используются и в работе врачей (радиологов и т.д.). Мы даже провели специальное исследование, где сравнивали работу двух групп врачей, где одни использовали ИИ, а другие нет; в итоге, наилучших результатов добивалась та группа, которая прибегала к помощи искусственного интеллекта.

    Развитие технологий искусственного интеллекта и самоуправляемых автомобилей, несомненно, окажут значительное влияние на рынок труда. Многие существующие профессии могут устареть, но, в то же время, появятся новые специальности, ведь должен же будет кто-то обслуживать все эти высокотехнологичные транспортные средства и контролировать искусственный интеллект. Кроме того, развитие IT-сферы позволит дистанционно переучиться и получить новую хорошо оплачиваемую работу тем, кто лишится прежней из-за стремительного развития технологий.

    Сейчас дети осваивают гаджеты раньше, чем начинают говорить, а дошкольники строят дома и города не из кубиков, а в Майнкрафт. Станут ли они поколением социофобов, которые могут общаться только через интерфейс?

    Здесь есть смысл чуть подробнее рассказать о характеристике молодого поколения - к примеру, возьмем поколение Миллениум-Хоумлендеров, современных подростков 13-17 лет, которых называют поколением Z. Согласно проведенным недавно опросам , для представителей этой группы одной из главных жизненных ценностей является личное общение, которое стоит наравне с семьей и личной безопасностью. Поколение Z буквально родилось со смартфонами в руках, но тем не менее, они очень трепетно относятся к возможности общаться с другими людьми вне социальных сетей, в реальной жизни.

    Подобные характеристики дают надежду на развитие обратного сценария, когда молодое поколение, безусловно, извлекает максимум из технологического прогресса, при этом семья и личное общения остаются для них важными ценностями.

    Мегаполисы давно смотрят в небо с надеждой, что появление воздушных способов доставки грузов, перевозки людей, разгрузит улицы и улучшит общую обстановку. Но, открыв небо, мы сами закроем себе последнее свободное пространство?

    Безусловно, мы в Ford считаем, что потенциал воздуха велик. В прошлом году инженеры Ford представили разработку под названием "Autolivery" - это инновационный сервис автономной доставки, который представляет собой совместное использование беспилотных фургонов и дронов для транспортировки грузов и посылок в труднодоступные районы города. Это действительно очень эффективная разработка для того, чтобы решить традиционные транспортные проблемы мегаполисов: автономные фургоны могут быстро и эффективно доставить любой груз, от продовольствия до медикаментов, после чего дроны потенциально могут завершить процесс по воздуху - доставить товар в недоступные для автомобилей места, к примеру, на верхние этажи высоких зданий, или туда, где парковаться запрещено или опасно.

    Тем не менее, хочу отметить, что на данный момент мы в основном рассматриваем проекты, призванные обеспечить мобильность на земле, и в этом направлении можно сделать еще очень многое. Общий рынок наземных транспортных услуг - автобусы, такси, поезда - имеет оборот $5,6 трлн в год; что касается данных по автомобильной промышленности, то производство и продажа авто - это $2,3 трлн. Доля Ford на втором рынке - 6%, на первом рынке - 0%. Именно поэтому мы уверены, что у нас еще есть большое количество возможностей для роста и развития и без проектов по летающим транспортным средствам.

    Вы наверняка оцениваете опасности воздействия внешнего мира. Как там по прогнозам - откуда ждать больше всего бед?

    На мой взгляд, самая неопределенная составляющая в отношении будущего - это растущее население. Сегодня население мира составляет 7,6 млрд. человек, к 2025 году эта цифра увеличится примерно до 8,5 млрд., а к 2030 на планете по разным оценкам будет проживать от 9 до 11 млрд. человек. И это действительно много, если вспомнить, что в 1901 году население мира составляло всего лишь 1,5 млн человек. Последние сто лет население продолжает расти. Однако в странах с более высоким уровнем развития экономики люди, как правило, заводят меньше детей, потому здесь образуется обратная тенденция к убыванию количества жителей, что порождает новый тренд - стремительное старение населения. При этом, рассуждая о росте населения, нам следует помнить и о ресурсах нашей планеты, которые далеко не безграничны.

    Я считаю, что не нужно бояться развития технологий: при наличии творческого подхода и терпения наше будущее будет только лучше - в точности как в примере о врачах, которые добились лучших результатов, используя помощь искусственного интеллекта. В производственном секторе роботы постепенно занимают места людей - и, я думаю, именно об этом переживают люди. Но при грамотном подходе роботизация будет выгодна всем: в качестве примера можно привести экзоскелеты, помогающие рабочим на заводах Ford поднимать тяжелые детали. Результаты исследования показали, что за одну смену рабочий 4600 раз поднимает тяжести. Использование подобных экзоскелетов помогает предотвратить травмы при работе такого характера.


    Краткая информация о Шерил Коннелли: Шерилл работает в Ford уже более 10 лет. В 2013 и 2015 годах Шерил была названа самым креативным человеком в бизнесе по версии журнала Fast Company magazine. Шерил - глава по глобальным потребительским тенденциям и футурист Ford. Она занимается идентификацией глобальных трендов, разработкой вариантов их имплементации в бизнес-процессы, а также прогнозированием того, как подобные внедрения в дальнейшем скажутся на всех аспектах деятельности компании.

    Поделиться