Илон Маск, не так давно пообещавший отправить на Марс миллион человек за 10 тысяч полетов, а первых "марсиан" высадить уже в 2024 году, по сути, сделал к этому первый шаг. Он отправил в космос мощнейший на сегодня космический носитель. Заявляется, что максимальная грузоподъемность этого аппарата может составлять почти 64 тонны.
Но Маск не был бы Маском и, как говорят, великим пиарщиком, если бы не обставил все это максимально ярко. "Ради смеха" вместо металлических болванок, которые обычно играют роль полезной нагрузки в любом испытательном полете ракеты, под музыку Дэвида Боуи он отправил на орбиту легкий спортивный автомобиль Tesla Roadster вишневого цвета. На торпеде написано: "Don’t panic!" Без паники!
Уже сейчас, по сообщениям из-за рубежа, родстер вовсю рассекает гиперболическую орбиту. После чего, согласно задумке SpaceX, должен отправиться в далекий космос по гелиоцентрической орбите.
"Изображение из Центра управления полетом SpaceX. Совершенно очевидно, что автомобиль находится на орбите вокруг Земли", - так через несколько минут после старта подписал видеоролик изобретатель-миллиардер.
Эксперты говорят: редко бывает, чтобы новая ракета с первого раза взлетела и без сбоев выполнила всю программу. Секунда в секунду. Хотя не все прошло гладко: центральный разгонный блок не удалось посадить на плавучую платформу в Атлантическом океане. Он разбился. Но два боковых благополучно вернулись и, более того, синхронно сели на заданной площадке на расстоянии каких-то метров друг от друга. И это не могло не впечатлить.
Кстати, как говорят эксперты, в том числе российские, человечество обязательно придет к тому, что космос будет "многоразовым". Просто инженерам, конструкторам нужно пройти определенный путь в познании оценки качества техники и тех воздействий, которые на нее и от нее происходят.
Но что такое сверхтяжелая ракета и зачем она нужна? Напомним: самая мощная Saturn V была разработана за океаном для первых лунных экспедиций американцев - она выводила на орбиту к Луне чуть больше 60 тонн: сам корабль с астронавтами, посадочный модуль и запас топлива. Первую орбитальную станцию США Skylab (больше 88 тонн) тоже поднимал Saturn V.
В СССР первая сверхтяжелая лунная ракета Н1 так и не взлетела - все четыре пуска оказались аварийными. Первая и единственная советская сверхтяжелая ракета "Энергия" летала только два раза. Она разрабатывалась для выведения нашего космического челнока "Буран". Программа была свернута в начале 90-х: она опередила свое время - не было ни денег, ни загрузки. "Энергия" могла поднимать до 100 тонн грузов. Как рассказывал мне академик РАН Юрий Семенов, который был генеральным конструктором РКК "Энергия", главным конструктором корабля "Буран", ракета "Энергия" получилась одной из самых мощных в мире. "Это выдающееся творение, - говорил Семенов. - Если бы не Валентин Петрович Глушко, такой ракеты не было бы. Его решение - создать мощный двигатель РД-170 тягой 740 тонн. На Глушко тогда обрушились: "Это невозможно! Надо разделить четырехкамерный двигатель на четыре отдельных, то есть четвертовать". "А я создам такой двигатель", - был ответ. Эти двигатели и сегодня не имеют равных в мире.
Сегодня эксперты говорят: сверхтяж нужен в общем-то только для вывода на орбиту техники для пилотируемых полетов - на Луну, к Марсу, к астероидам. Или для создания новой обитаемой станции - на околоземной орбите или поблизости от нашего единственного естественного спутника - не важно. Так что для международного коммерческого рынка этот носитель в ближайшее время особой погоды не сделает: нагрузки для него пока практически нет.
Сейчас для Илона Маска основная задача - наработать положительную летную статистику. Это был демонстрационный пуск. До конца года Falcon Heavy должен слетать еще два раза.
Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики:
- Это огромный успех. Вообще создание такой сверхтяжелой ракеты - качественный скачок. Сделано все очень красиво. Илон Маск соединил прорывной технологический бизнес с абсолютно новым подходом к тому, как рассказывать об этом бизнесе, привлекать инвесторов и потребителей. Я уверен, что после таких успехов и в автомобилестроении, и в космонавтике конкурс на инженерные специальности вырастет кратно.
Конек Маска, на мой взгляд, не возвращаемые ступени, а абсолютно невероятная скорость технологического и корпоративного развития космической компании. Мы отвыкли от таких высоких скоростей. Необходимость использования возвращаемых ступеней еще надо доказать экономически? Да. Но Маск "степ-бай-степ" движется к реализации своей мечты - создать человеческую колонию на Марсе. Он просто делает задел на будущее.
Отстала ли Россия? Не надо переживать. К тому, что делает Маск, надо относиться с уважением, но без шапкозакидательства и без посыпания головы пеплом. Надо понять главное - куда мы стремимся. Главное, что продолжение инерционного подхода в космонавтике ведет в никуда. И на этом пути никогда никакого Маска нам не догнать. На мой взгляд, космонавтика - это флаг, который консолидирует очень много новых технических вещей, очень много инновационных технологий, имеет большую отдачу на Земле. Скажем, очень многие технологии, которые нужны для освоения Марса, очень пригодились бы нам для освоения Крайнего Севера.