Увеличить экспорт
Артем Эдуардович, в 2017 году в Киргизии, по данным Национального статистического комитета, рост экономики превысил четыре процента. Каким, согласно вашим прогнозам, будет для экономики Киргизии 2018 год? Какие направления станут приоритетными?
Артем Новиков: Прежде всего, в связи с тем, что президент КР Сооронбай Жээнбеков подписал указ об объявлении 2018-го годом развития регионов, наша основная задача - развитие регионов в стране. Второй приоритет - работа над повышением экспортного потенциала республики и увеличением экспорта местной продукции. Третий - реализация национальной программы цифровой трансформации "Таза коом", которая подразумевает внедрение современных информационных технологий, методов электронного управления, цифровой коммерции. Это ключевые направления, в рамках которых формируется экономическая повестка на 2018 год. И, конечно, будет сделан большой упор на импортозамещение, локализацию на территории Киргизии производственных комплексов партнеров по ЕАЭС, запуск простаивающих предприятий, находящихся в основном в регионах страны.
Кроме того, будут строиться логистические центры, которые позволят аккумулировать необходимые объемы продукции и продвигать ее на внешние рынки. С учетом всех этих приоритетов мы готовим уточнения к прогнозу социально-экономического развития страны. Рассчитываем на то, что в 2018 году экономический рост в республике будет не меньше, чем в 2017-м.
При составлении прогнозов вы обращаете внимание на сигналы от международных и региональных финансовых институтов - МВФ, Всемирного банка, Евразийского банка развития и других? Или опираетесь исключительно на свои данные?
Артем Новиков: У нас есть собственная модель расчета показателей и формирования прогнозов, в которую включаются все индикаторы, влияющие на экономическое развитие. Это и социальный фактор, и объемы производства, и запуск новых предприятий, и динамика по отраслям. Мы в национальном плане сами формируем прогноз, не берем за основу данные, которые готовят наши зарубежные партнеры, но при этом всегда обращаем на них внимание, учитываем внешние факторы.
Какая отрасль экономики поведет за собой остальные в 2018-м?
Артем Новиков: Прогнозируем продолжение роста промышленности. Неплохо будут обстоять дела в строительном секторе и сфере услуг. Но более детально об этом можно будет говорить после подготовки уточненного прогноза социально-экономического развития Киргизии.
Какие проблемы станете решать в первую очередь в наступившем году?
Артем Новиков: Во-первых, необходимо устранять дисбаланс в экономическом развитии регионов республики, во-вторых, снижать уровень мелкотоварности производства и повышать экспортную конкурентоспособность и качество продукции. У нас уже есть программы по поддержке внедрения международных стандартов качества, чтобы отечественная продукция была конкурентоспособной на внешних рынках. Третий момент - сокращение роли государства в экономике и создание максимально комфортных условий для ведения бизнеса. Это большой блок вопросов начиная от проверок субъектов предпринимательства и заканчивая выдачей лицензионно-разрешительных документов. Я говорил, что сегодня реализуется программа цифровой трансформации "Таза коом", в рамках которой часть госуслуг уже переведена в электронный формат. Например, документы на получение паспорта гражданина Киргизии можно оформить, не выходя из дома, в течение короткого периода времени. Сейчас мы готовим соответствующую нормативную базу для получения лицензий и разрешений в электронном формате без хождения по госорганам. Следующий этап - полная автоматизация фискальных процессов. Это и налоговая, и таможенная службы.
Далее - ликвидация барьеров, мешающих работе инвесторов. Уже подготовлены новые редакции законов о государственно-частном партнерстве и инвестициях. Они существенно расширяют права инвесторов и дают необходимые гарантии их успешной работы в стране.
И, конечно, одной из ключевых задач на 2018 год будет обеспечение доступности кредитных ресурсов. Здесь также есть большое количество программ по льготному кредитованию, в том числе сельхозсектора. По отдельным компонентам будут снижены конечные процентные ставки с 10 до 8 процентов.
Как вы собираетесь боротся с теневой экономикой, уровень которой по-прежнему остается высоким?
Артем Новиков: Автоматизация налоговых и таможенных процедур и позволит в значительной степени решить проблему теневой экономики. Сегодня мы не собираемся вводить новые налоги и повышать существующие. Мы сохраняем тот же либеральный налоговый режим, который действует сейчас, но при этом создаем систему, при которой уйти от уплаты налогов будет практически невозможно. Она позволит существенным образом снизить объем теневой экономики в стране и повысить доходную часть бюджета. В перспективе в республике введут режим удаленного налогового контроля. Инспекторы не будут ходить по предпринимателям, а, находясь на рабочем месте, смогут видеть и держать под контролем выполнение налоговых обязательств плательщиками.
ЕАЭС без барьеров
Сегодня через два года после вхождения Киргизии в Евразийский экономический союз можно ли сказать, что республика определилась со своей ролью в интеграционном объединении, заняла свою нишу?
Артем Новиков: О роли отдельной страны в ЕАЭС говорить, на мой взгляд, неправильно. Ведь суть интеграционных объединений в определении общих приоритетов работы. Безусловный приоритет сегодня для всех участников союза - повысить благосостояние граждан, создать максимально комфортные условия для ведения бизнеса. Но при этом не только Киргизия, но и страны-основатели ЕАЭС пока не могут в полной мере абстрагироваться от внутренних экономических процессов, посмотреть на интеграционную повестку дня не с точки зрения короткого периода в два-три года, а на десятилетия вперед.
Отношения между государствами-участниками ЕАЭС в рамках союза являются равноправными?
Артем Новиков: Отношения более-менее сбалансированные и носят равноправный характер при обсуждении решений. Это обусловлено тем, что решения в ЕАЭС принимаются исключительно на основе консенсуса, когда все страны выступают "за". Конечно, с одной стороны эта норма приводит к тому, что решения принимаются с некоторой за-держкой, но с другой - она позволяет всем участникам объединения какую бы долю экономики они, ни занимали в структуре ЕАЭС, осмыслить риски, которые могут возникнуть.
Какие моменты в ЕАЭС, по мнению киргизской стороны, нуждаются в изменениях?
Артем Новиков: Мы видим некоторое несовершенство договорно-правовой базы союза, что обусловлено спецификой переговорных процессов при ее формировании, когда страны с разными взглядами на то, как должно работать наднациональное законодательство, пытаются прийти к общему знаменателю в рамках объединения.
В 2017 году Киргизия председательствовала в ЕАЭС. Президент республики в своем обращении обозначил, что приоритетными являются мероприятия, направленные на активное развитие реального сектора экономики, усиление кооперации во всех промышленных секторах и реализацию основных направлений промышленного сотрудничества. Также президент призвал не сбавлять темпы интеграции и отметил важность работы по устранению барьеров и ограничений внутри союза.
В этих целях в течение 2017 года активно проводилась работа по подготовке поправок в Договор о ЕАЭС, которые направлены на устранение как технических несовершенств, так и реальных пробелов в законодательстве. Работа в этом направлении продолжается. Уточняются отдельные положения, чтобы обеспечить в полной мере достижение тех целей и задач, которые зафиксированы в договоре.
Недавно я просмотрел обращение президента РФ Владимира Путина к главам государств-участников союза по приоритетам председательствования России в ЕАЭС в 2018 году. Он отмечает, что необходимо продолжить работу по устранению остающихся барьеров, изъятий и ограничений, мешающих формированию общего экономического пространства. В целом Киргизия поддерживает эти инициативы.
Какие действия предпринимаются для устранения тех самых "остающихся барьеров"?
Артем Новиков: Принята "дорожная карта" сокращения их количества, так называемая "Белая книга". В договоре о ЕАЭС хорошо прописаны механизмы контроля за перемещением товаров из третьих стран, то есть какие ограничения можно ввести. Но внутри союза эти механизмы не отрегулированы. Поэтому при возникновении спорных ситуаций каждая сторона начинает трактовать этот момент, исходя из собственного понимания договора, что зачастую приводит к необходимости толкования статей документа уже на уровне суда ЕАЭС. В качестве примера я могу привести случай с применением унифицированного тарифа на железнодорожном транспорте через территории третьих стран. Вы знаете, в Киргизии нет внутреннего сообщения по железной дороге между северными и южными регионами. Она идет через территории Казахстана и Узбекистана с севера на юг республики, но фактически это внутреннее перемещение товаров внутри одного государства. При этом Казахстан трактовал его именно как перемещение через территории третьих стран. Точку в этом вопросе поставил суд ЕАЭС, который вынес решение в пользу Киргизии.
Раз вы упомянули в разговоре Казахстан...Что сделано, чтобы спорная ситуация на границе между Казахстаном и Киргизией, которая имела место в конце 2017 года, больше не повторилась?
Артем Новиков: С момента возникновения той самой спорной ситуации на границе мы вели соответствующие переговоры с Казахстаном и на двусторонней основе, и в рамках ЕАЭС. Как я уже отметил, к сожалению, в договорно-правовой базе механизм применения внутренних ограничений толком не прописан. Из-за этого было потрачено столько времени на решение проблемы. Сегодня ситуация урегулирована. Те вопросы, которые поставила казахская сторона, изложены в совместной "дорожной карте", и очередей на границе больше нет.
Пострадавшим предпринимателям возместили убытки?
Артем Новиков: Было принято постановление правительства о мерах поддержки предпринимателей, понесших ущерб. Создана межведомственная комиссия. Мы со всеми пострадавшими ежедневно проводили работу, рассматривали их заявки. Все обращения с просьбами о помощи рассмотрели и направили соответствующие предложения в комиссию.
Что можем предложить России
На чем будет основываться двустороннее экономическое сотрудничество России и Киргизии в 2018 году?
Артем Новиков: В 2018 году, я думаю, во главу угла будут поставлены создание тесных кооперационных цепочек, локализация производств на территории республики, формирование на долгосрочной основе объемов сельхоз- и текстильной продукции для поставок на российский рынок. Это то, что Киргизия может предложить России. Очень важно использовать механизм взаимовыгодности в наших отношениях. Республика является потребителем значительного количества сырья и ресурсов, поставляемых Российской Федерацией. Это, к примеру, нефтепродукты, лес. Со своей стороны мы готовы обеспечить РФ необходимыми объемами востребованной и экологически чистой продукции.
Достигнута ли договоренность о поставках на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) республики беспошлинной нефти из России?
Артем Новиков: В индикативный баланс на 2018 год заложены поставки сырой нефти. Мы сейчас ведем интенсивные консультации с местными НПЗ по объемам сырья, которые они реально смогут переработать.
Насколько известно, владельцы заводов недовольны тем, что полученную после переработки беспошлинной российской нефти продукцию нельзя экспортировать за рубеж.
Артем Новиков: В рамках соглашения, которое подписано с Российской Федерацией, предусмотрено, что беспошлинные поставки сырой нефти в республику должны покрывать потребности только внутреннего рынка. При этом фактически баланс складывается, исходя из тех объемов, которые были несколько лет назад. Не учитывается рост экономики страны, увеличение количества автомобильного транспорта, развитие сельхозсектора. Сегодня мы всю необходимую работу по анализу текущей ситуации в этой сфере проводим и ведем переговоры с РФ по корректировке необходимых для обеспечения внутреннего рынка объемов нефтепродуктов.
Сейчас у нас нет ограничений по экспорту нефтепродуктов из той нефти, которая добывается на территории Киргизии. Что касается реализации в третьи страны нефтепродуктов, произведенных из российской беспошлинной нефти, то консультации ведутся, но пока российские партнеры настаивают на том, что речь идет только о внутреннем рынке республики.
Сколько инвестирует в республику российский частный бизнес?
Артем Новиков: Честно скажу, динамика достаточно нестабильная. Есть годы, когда таких инвестиций больше, есть - когда меньше. К примеру, в 2015-м объем частных инвестиций составил 515 миллионов долларов, а в 2016-м - 290 миллионов. При этом все инвестиции ушли в финансовый сектор, в коммерческие банки.
Я уже несколько раз встречался с министром экономического развития России Максимом Орешкиным. Мы обсуждали возможность привлечения российских инвестиций для участия в создании новых совместных предприятий в Киргизии и реабилитации простаивающих производственных объектов. Список последних - всего около 50 - мы передали российской стороне. Еще один важный момент - доступ киргизских компаний в торговые сети России. В середине декабря 2017 года в Бишкеке состоялась шестая российско-киргизская межрегиональная конференция. В ходе мероприятия был подписан меморандум между министерством экономики КР и известной торговой сетью РФ о намерении последней закупать местную продукцию для размещения ее на полках магазинов.
Отмечу также, что у российской стороны есть понимание того факта, что Киргизия может стать одной из площадок для участия в программе по импортозамещению, и в этом направлении мы ожидаем поддержки наших партнеров.
Встречаетесь ли вы с инвесторами, как говорится, с глазу на глаз? На что они просят вас обратить внимание, что предлагают изменить, на что жалуются?
Артем Новиков: Такие встречи проводятся на постоянной основе. Сегодня премьер-министр Киргизии лично контролирует вопросы обеспечения гарантий безопасности для инвесторов и их вложений. В основном они просят создать для них максимально комфортные условия. Это касается и выделения земельных участков, и установления льготного налогового режима, и выдачи разрешительных документов. В республике уже подготовлен новый закон об инвестициях. Документ прошел общественное обсуждение и сейчас проходит внутреннее согласование в правительстве, после чего будет направлен в парламент.
Досье "РГ"
Артем Новиков родился 13 января 1987 года в Бишкеке Образование высшее. Окончил в 2007 году Балтийский государственный технический университет. Специальность - экономист-менеджер. Трудовую деятельность начинал бухгалтером. С 2011-го по август 2017-го занимал должности советников премьер-министра КР, первого вице-премьер-министра, заместителя заведующего отделом финансово-экономического анализа и мониторинга развития аппарата президента КР, заведующего отделом финансово-экономического анализа и мониторинга развития аппарата президента КР. В августе 2017 года назначен министром экономики Киргизии.