08.02.2018 16:53
    Поделиться

    Баскские националисты предложили принять статут, дающий им больше прав

    Баскская националистическая партия представила в региональном парламенте документ, предлагающий изменить статус Страны басков и расширить права этой испанской автономии. Речь идет в первую очередь об установлении конфедеративных отношений между государством и регионом и о получении последним "права на самоопределение".

    Главное отличие этой инициативы от того, что предлагали ранее в Стране басков и недавно пытались добиться в Каталонии, заключается в желании получить больше прав внутри испанского государства. Авторы документа всячески подчеркивают, что основой нового Статута должны стать "взаимное признание, согласие и демократия".

    Идеи отделения от Испании в Баскской националистической партии придерживались еще 15 лет назад. В 2003 году глава регионального правительства Хуан Хосе Ибаретче предложил свой план изменения статута. Тогда тоже речь шла о праве на самоопределение. Но в Мадриде посчитали, что план втайне направлен на получение регионом независимости, и в 2005 году он был отклонен испанским парламентом. Выдвинутое сейчас продолжение во многом похоже на "план Ибаретче", однако есть и существенное отличие. Теперь в Баскской националистической партии считают, что в современном мире "независимость невозможна".

    В остальном предложения за 15 лет практически не изменились. Они касаются многих сфер и делают Страну басков почти независимым политическим образованием. Предполагается установить новые (конфедеративные) отношения с государством, а не просто перераспределить компетенции. В документе подчеркивается, что "обновление баскского самоуправления должно соответствовать принципу законности", хотя тут же отмечается, что "уважение законности не должно приводить к нарушению демократического принципа". Предлагается изменить название региона, который сейчас официально именуется Баскским автономным сообществом. Среды новых возможных названий: Баскское региональное сообщество, Баскское национальное сообщество, Баскское автономное государство. Для местных политиков этот нюанс очень важен.

    Согласно представленному документу, "все полномочия, связанные с трудовыми отношениями, системами защиты или социального обеспечения, должны быть переданы баскским государственным органам". Судебная система должна стать независимой, Верховный суд Страны басков - стать последней инстанцией, а регион вести собственную политику в отношении исправительных учреждений.

    Баскские националисты просят дать им возможность "представлять регион в Европейском союзе и в других международных институтах и организациях", подписывать международные соглашения. По их мнению, только Стране басков принадлежат права на природные ресурсы, находящиеся на нее территории (в том числе в море). Финансовая автономия "не может быть ограничена невозможностью участия в принятии решений о пределах дефицита и задолженности между различными административными уровнями". Местные спортивные, культурные и социальные ассоциации должны получить возможность войти в аналогичные союзы на международном уровне.

    Отдельно обговаривается право на установление политических связей и внутренних отношений с Наваррой, а также историческими территориями, расположенными во Франции.

    Лидер Баскской националистической партии и глава правительства Страны басков Иньиго Уркулью подчеркивает, что любое обновление статута будет осуществляться "в рамках закона и конституции Испании". "Процесс обновления баскского самоуправления должен проходить в рамках существующей правовой системы", - заявил он. Его однопартийцы отмечают, что не допустят повторения каталонского сценария, когда региональные депутаты приняли резолюцию об одностороннем провозглашении независимости, а в ответ Мадрид был вынужден применить 155 статью конституции, позволившую отстранить от власти местное правительство. Каталония до сих пор приходит в себя после тех событий.

    Однако в Стране басков есть более радикально настроенные политики. Генеральный секретарь партии "Бильду" Арнальдо Отеги поддерживает переговоры с государством о новых отношениях, однако, по его мнению, в будущем это должно привести к референдуму о независимости. А вот генсек местного отделения Социалистической партии Идойя Менлиа считает, что предложение "Бильду" не соответствует конституции. "В Каталонии уже попытались пройти по тому пути, и мы видим, чем это закончилось", - отметил политик.

    Существующий в настоящее время статут был принят в 1979 году. Тогда в референдуме приняли участие 58,85 процента населения Страны басков, имеющего право голоса, и 90,27 процента поддержали его. Нынешние политики намерены добиться одобрения нового статута еще большим количеством голосов.

    Однако пока в даже парламенте Страны басков нет единства по этому вопросу. Баскская националистическая партия, "Бильду" и партия "Подемос" в целом поддерживают инициативу. Вместе они имеют 57 кресел в 75-местном парламенте. Проблема в том, что, по мнению Отеги, "любой сценарий, кроме независимости, будет временным". А в "Подемос" открыто выступают против отделения региона от Испании.

    Впрочем, Уркулью настроен оптимистично. Он выразил надежду, местные партии придут к согласию, и в Мадрид на переговоры они отправятся в спокойной обстановке.

    Между тем во Франции

    Двухдневный визит, который французский президент Эмманюэль Макрон совершил на Корсику, стал для многих ее жителей холодным душем.

    Корсиканские националисты, которые в декабре прошлого года выиграли местные выборы, и теперь возглавляют как исполнительный совет, так и Ассамблею - региональный парламент, надеялись, что теперь-то они смогут "прогнуть" Париж и заставить его предоставить острову самую широкую автономию. Но не тут-то было.

    Макрон без всяких экивоков дал понять, что Корсика, вошедшая в состав Франции еще в конце XVIII века, должна строить свое будущее "в лоне Республики", а значит подчиняться ее правилам.

    Выступив перед властями острова в городе Бастия, французский президент поставил жирный крест практически на всех притязаниях националистов. Так они настаивали на том, чтобы корсиканский язык был признан официальным наравне с французским. Нынешний хозяин Елисейского дворца ответил отказом, подчеркнув, что "во Французской Республике есть один официальный язык, и это - французский". При этом он дал понять, что его правительство готово содействовать развитию корсиканского, как и прочих региональных языков, которые представляют собой лингвистическое богатство страны.

    Президент также отказал корсиканцам в требовании ввести особый статус "резидента" острова. Дело в том, что местные жители хотели бы иметь исключительное право на сделки с недвижимостью, и тем самым ограничить рост цен на нее из-за приезжих, которые якобы активно скупают земли под застройку. По мнению Макрона, этой мерой не разрешить проблем с жильем, а главное она "противоречит как французским законам, так и правовым нормам ЕС".

    В таком же духе он высказался по поводу желания националистов получить возможность самостоятельно собирать налоги с населения и использовать их внутри острова. Эмманюэль Макрон по этому поводу вполне резонно заявил, что нельзя одновременно хотеть "налоговой автономии" и "получать средства от государства в виде дотаций". На это замечание корсиканская политическая элита отреагировала глубоким молчанием. Дело в том, что остров с населением в 330 тысяч человек и со скудными местными ресурсами, если не считать туризм и сферу обслуживания, держится на плаву благодаря ежегодным поступлениям из центра, составляя примерно один миллиард евро.

    В одном вопросе, правда, Макрон пошел навстречу корсиканцам. Он пообещал посодействовать тому, чтобы упоминание о Корсике было включено в Конституцию Франции, что может произойти этой весной на совместном заседании обеих палат парламента в Версале.

    Корсиканские лидеры сейчас не скрывают своего разочарования. Глава исполнительного совета Корсики Жиль Симеони посчитал приезд Макрона "упущенной возможностью", а президент островной Ассамблеи Жан-Ги Таламони назвал это событие "печальным днем для Корсики".

    Подготовил Вячеслав Прокофьев, "Российская газета", Париж

    Поделиться