Ведущие российские авиакомпании (их 15) эксплуатируют 644 воздушных судна, из них только 12 находятся в собственности перевозчиков, остальные - в лизинге. "Когда у тебя в собственности ничего нет и воздушные суда находятся не под юрисдикцией государства, где ты ведешь бизнес, то решение многих вопросов может быть легкомысленным", - отметил Нерадько. Чтобы авиабизнес почувствовал свою ответственность, нужно в том числе возвращать воздушные суда под юрисдикцию РФ, настаивает он. "Возможно, эта мера непопулярна, - сказал глава Росавиации. - Но если суда не в собственности авиакомпаний, мы вообще можем остаться без воздушного флота. Наша система поддержания летной годности успешно работает с судами иностранного производства, и нет объективных причин затягивать переход судов под российский флаг".
Он предлагает дать лизингодателям и авиакомпаниям два-три года на обязательную регистрацию в реестре гражданских воздушных судов РФ.
По его словам, частная авиация (авиация общего назначения), в отличие от коммерческой, более охотно регистрируется в российском реестре.
Сейчас авиакомпаниям действительно терять нечего.
Выяснилось, что ряд перевозчиков подавали заявки на чартерные полеты, не имея еще подтверждений на прием в аэропорту прилета, а страдали туристы. Подстегивал перевозчиков к таким действиям возможность заработать, которую давали им туроператоры.
"Ростуризм находится под впечатлением недобросовестных туроператоров, которые так легкомысленно распоряжаются судьбами своих туристов, - сказал Нерадько. - Туристический бизнес в сочетании с авиационным бизнесом - гремучая смесь, как показывает жизнь. И проблемы одной отрасли очень часто переносятся на проблемы в другой". Например, недавно из-за разногласий туроператоров пришлось менять перевозчика в Канкун (Мексика). Росавиация тесно сотрудничает с Ростуризмом, чтобы избежать подобных ситуаций, отметил Александр Нерадько, отвечая на вопрос "РГ".
Росавиация и Ростуризм договорились, что не будут выдавать никаких разрешений авиакомпаниям, если слоты (обслуживание в аэропорту) не подтверждены, если нет разрешения на полеты от властей страны назначения. Хотя подразумевалось ранее, что, не имея на руках этих подтверждений, перевозчик не может подавать заявки на выполнение чартерных программ.
Кроме этого, Росавиация изменила методику оценки экономического состояния авиакомпании, добавив оценку производственных показателей. Случай с авиакомпанией "ВИМ-Авиа" заставил Росавиацию более тщательно оценивать такие производственные показатели, как задержка рейсов, задолженность перед топливно-заправочными комплексами, организациями обслуживания в аэропортах, госкорпорацией по организации воздушного движения, а также долги по зарплатам, отметил Нерадько. Ростуризм готов ограничить туроператоров в продаже путевок, ориентируясь на реальные возможности авиакомпаний. Сами перевозчики теперь должны за месяц запрашивать разрешения на чартерный полет, хотя ранее можно было подать заявку буквально за три дня.