В Ярославль вернулась уникальная княжеская печать

Институт археологии РАН передал Ярославскому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику уникальную княжескую печать, найденную минувшим летом во время раскопок в центре Ярославля.

Реликвию обнаружили благодаря… прокладке канализации к Митрополичьим палатам - памятнику гражданской архитектуры XVII века.

Любым земляным работам в центре Ярославля предшествуют археологические, так как это памятник археологии федерального значения, к тому же находящийся под охраной ЮНЕСКО.

Богатыми на находки оказались и раскопки лета-2017: группа археологов под руководством заместителя директора Института археологии РАН Аси Энговатовой обнаружила фрагменты импортных стеклянных сосудов, а также остатки необычно большой для рубежа XII-XIII веков деревянной постройки, которая, возможно, имеет непосредственное отношение к упоминаемому в летописях княжьему двору первого удельного ярославского князя Всеволода (Иоанна) Константиновича, погибшего в 1238 году в битве с войсками Бату-хана на реке Сить.

Но самой неожиданной находкой оказалась женская княжеская "вислая" печать, найденная в культурном слое конца XII - начала XIII века: небольшая круглая свинцовая пластина с изображением святых Константина и Марии. Такие печати на специальных шнурах в те времена прикрепляли к документам.

Печатей домонгольской эпохи известно несколько тысяч. но печати, владелицами которых были женщины, крайне редки

- В Древней Руси все лица, обладавшие властью - князья и верхушка духовенства, имели собственные печати, которыми скреплялись официальные документы. Таких печатей домонгольской эпохи известно несколько тысяч, но печати, владелицами которых были женщины, крайне редки. Ученым известно лишь около двух десятков таких печатей, - рассказал член-корреспондент РАН, заместитель директора Института археологии, ведущий специалист по древнерусской сфрагистике (дисциплине, изучающей печати. - Прим. "РГ") Петр Гайдуков.

По его словам, четкая привязка печати к месту дает все основания идентифицировать ее как принадлежавшую конкретной исторической личности.

- Можно с уверенностью утверждать, что этой печатью владела женщина - княгиня, связанная с Ярославлем и Ростовом, - продолжает ученый. - И,  вероятнее всего, она имела отношение к великому князю Константину Всеволодовичу, потому что один святой на печати обозначает небесного покровителя владельца печати, святую Марию, а второй святой у мужчин - это отец, а у женщин - отец или муж. Как правило, муж. Следовательно, эта печать принадлежала либо дочери Константина Всеволодовича, либо жене. Но поскольку мы не знаем о существовании у него дочери, есть все основания думать, что печать принадлежала супруге Константина Всеволодовича.

Интересно, что благодаря печати ученые узнали имя этой женщины. До 2017 года о ней было известно только одно: после смерти мужа она постриглась в монахини с именем Агафья и умерла в 1220 году. Теперь же историки установили, что мать первого ярославского князя звали Мария.

Прямая речь

Ася Энговатова, сзаместитель директора Института археологии РАН:

- К сожалению, большую часть печатей сейчас находят с помощью незаконных раскопок с применением металлодетекторов. Они вырваны из контекста, и это очень сильно осложняет их атрибуцию. Кроме того, они часто вообще безвозвратно потеряны для народа, поскольку все, что находят черные копатели, фактически - грабители, никогда не попадает в музеи, а оказывается в частных коллекциях. Это абсолютно нелегальный рынок. Между тем делать серьезные исследования можно лишь на материалах, полученных из легальных раскопок, на которые дает разрешение министерство культуры.

Справка "РГ"

Константин Всеволодович - старший сын великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Он княжил в Ростове и Новгороде, в конце жизни стал великим князем Владимирским. Его сын Всеволод Константинович был первым удельным ярославским князем (годы княжения - 1210-1238-й). Его печать была найдена в 2010 году - тоже недалеко от Митрополичьих палат.