08.02.2018 19:50
    Поделиться

    В Музее русского импрессионизма открылась выставка "Жены"

    Ароматы, спрятанные под колпачком, звуковое сопровождение, включающееся, когда наступаешь на нарисованные "следы" перед картиной, более сорока картин русских художников - на выставке "Жены" все, кажется, апеллирует к чувствам.

    А вот чего на ней не сыскать, так это чувственности. Исключением, пожалуй, можно считать работу Сергея Судейкина "Моя жизнь", среди героев которой - бывшая его жена и нынешняя, любовник, таинственный арфист, амур, Пьеро с пером в руке и Арлекин - с кистью. Не картина - спектакль. Сцена выглядит цитатой - то ли из итальянской комедии масок, то ли из сюжета о комедиантах, сведенных судьбой в одной гримерке...

    Умение взглянуть на свою жизнь через театральный бинокль - нечастый дар. Вот Врубель вроде бы делает скульптурный портрет жены певицы Надежды Забелы-Врубель. Его же "Девушка в венке": волшебный образ Снегурочки оказывается реальней, чем реальная женщина, исполнявшая роль в опере Римского-Корсакова.

    Чаще - наоборот: художники превращают привычную модель в желаемый образ. Одна из самых неожиданных работ - портрет второй жены Нестерова Екатерины Петровны. В свободном ниспадающем платье, с цветами на широченных рукавах, героиня словно явилась с картин прерафаэлитов. Ветви ив, обрамляющие фигуру, и река выглядят идеальным фоном, готовым вот-вот превратиться в декоративный орнамент. Почти как на рукавах платья героини.

    Умение взглянуть на свою жизнь через театральный бинокль - нечастый дар

    Другой яркий пример - созданный Александром Тышлером портрет Н.С. Тышлер. Выстроенный по лекалам ренессансного итальянского портрета, на контрасте теплых и холодных тонов, образ существует словно на границе двух миров, которая проходит по линии вуали... - вертикально. В работе нет и следа повседневной жизни 20-х годов. Вместо нее - волшебное сияние фона, из которого словно материализовался этот нездешний образ.

    В работе "Физкультура - залог здоровья!" проскальзывает юмористическая нотка. Свою жену Ольгу Александр Монин рисует уверенно сидящей на стуле, с баскетбольным мячом под мышкой, в окружении гантелей и булав для жонглирования и... статуэтки коня-тяжеловоза. Этот гимн ЗОЖ перекликается с эпатировавшим когда-то публику "Автопортретом с Петром Кончаловским" Ильи Машкова, где два молодых художника представали ненакачанными спортсменами.

    Дорога многим художникам на выставке и "мысль семейная". "Мать и дитя" - назвал свою скульптуру жены и сына Паоло Трубецкой, - драгоценный сюжет и для Бориса Кустодиева, и для Бориса Григорьева, и для Николая Фешина, и для Леонида Акишина...

    К выставке подготовлена образовательная программа, где обещают рассказать и об истории любви русских художников, и о женщинах в русском искусстве, прочитать лекции о "полной истории женской моды".

    Поделиться