Как завлечь кадры в горнодобывающие предприятия Якутии

На сегодняшний день проблема кадрового дефицита является одной из важнейших для территории опережающего развития "Южная Якутия". Власти региона уверены, что совместно с крупными резидентами ТОР смогут организовать подготовку и трудоустройство нужных специалистов из числа якутян.

На совещании, которое провел в Нерюнгринском районе вице-премьер - полномочный представитель президента страны в ДФО Юрий Трутнев, были в подробностях рассмотрены достижения и проблемы "Южной Якутии". По оценке полпреда, работы по обустройству площадки идут значительно быстрее, чем было запланировано. К примеру, объем инвестиций в полтора раза превышает плановые индикаторы. А заместитель министра по развитию Дальнего Востока Александр Осипов подтвердил, что сегодня якутская ТОР держит первое место по всем показателям среди 18 открытых в федеральном округе территорий опережающего развития.

Основные предприятия ТОР - строящиеся горно-обогатительные комбинаты "Денисовский" и "Инаглинский" - будут добывать и обогащать (собственно, уже добывают) коксующийся уголь. При этом сама площадка весьма компактна: из второго по величине населенного пункта района, поселка Чульман, до любого ГОКа можно доехать на машине за 25 минут.

Внутренних проблем здесь пока не существует - запущенный механизм работает исправно. Все производственные объекты возводятся в соответствии с графиками, денег хватает, угольщики наладили добрые отношения с местными властями и строят совместные планы по развитию района. Правда, в компании "Колмар", которая является якорным инвестором ТОР, уже отмечают надвигающийся кадровый голод.

По данным правительства республики, в 2017 году на предприятиях ТОР трудоустроено более 800 местных жителей. Однако в самом Нерюнгринском районе кадровый потенциал практически исчерпан. В советские годы его население достигало 125 тысяч человек. После волны сокращений оно ужалось в 1,5 раза. Официально зарегистрированных безработных на весь район - всего около 300, при том, что с весны прошлого года число вакансий стабильно держится на уровне полутора тысяч. Власти региона делают ставку на то, что в угольную промышленность удастся перетянуть молодежь из других промышленных и сельскохозяйственных районов, где есть избыточная рабочая сила. К слову, с прошлого года в Якутии действует республиканская целевая программа "Местные кадры - в промышленность", в 2017 году благодаря ее реализации работу на крупных предприятиях региона получили более 2,2 тысячи якутян, планы на 2018-й - трудоустроить до трех тысяч человек.

- На базе Нерюнгринского технологического колледжа планируется сформировать Центр компетенций и подготовки кадров из числа молодежи и жителей республики не только для компании "Колмар", но и для других, в том числе действующих и потенциальных резидентов ТОР "Южная Якутия", - отметил на совещании председатель правительства республики Евгений Чекин.

Но и тут не все просто.

- В основном мы сотрудничаем с учебным заведением по переподготовке своих работников. Эта схема выстроена очень хорошо. Но привлекать молодых людей к тяжелому горняцкому труду очень сложно, даже предлагая конкурентоспособные заработные платы. Наш социальный пакет один из самых лучших на Дальнем Востоке, - рассказывает заместитель генерального директора компании "Колмар" Артем Левин.

Сейчас на площадке "Южной Якутии" три тысячи человек. Через два-три года число рабочих мест будет доведено до семи тысяч. Чаще всего горнодобывающие предприятия в таких случаях ориентируются на вахтовый метод. Здесь собираются выращивать новые шахтерские династии, и производственники не видят особой разницы в том, станут их основателями приезжие или местные кадры. Для этого компания-инвестор уже начала строительство в Чульмане жилого комплекса на тысячу человек, а в райцентре, городе Нерюнгри, планирует возвести для шахтеров коттеджные поселки.

Между тем

Концентрат с "Денисовского" и "Инаглинского" через терминал в порту Ванино пойдет на экспорт и послужит развитию металлургической промышленности и машиностроения в странах АТР. При этом на самой площадке ТОР оснащение - в основном импортное, поскольку подобной качественной отечественной техники в России нет. Шахтеры используют машины польского и британского производства. На открытых выработках задействованы белорусские гиганты-самосвалы, японские бульдозеры и экскаваторы. На вопрос, эксплуатируют ли угольщики что-нибудь российское, Артем Левин ответил коротко: "КамАЗы".