По словам исполнительного директора Союза крестьянских (фермерских) хозяйств Алтайского края Александра Вайса, сегодня в регионе за тонну продовольственной пшеницы третьего класса аграрии могут получить не более 5,5-6,5 тысячи рублей, тогда как в прошлом году предлагали вдвое больше. Некоторым хозяйствам приходится продавать зерно ниже себестоимости. Ни о какой рентабельности в такой ситуации говорить не приходится.
Попытки краевых властей инициировать на федеральном уровне проведение зерновых интервенций пока не увенчались успехом. Минсельхоз РФ до сих пор не объявил торги, даже локальные - в отдельных регионах, где ситуация с ценами на зерно особенно сложная. Пока не дошли до алтайских крестьян и льготы на вывоз зерна.
Напомним, что в 2017 году, в соответствии с постановлением правительства РФ №1104, восемь алтайских компаний-экспортеров получили возмещение части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным (в том числе железнодорожным) транспортом в Китай и Монголию. Причем, как отметили в минэкономразвития региона, из пятидесяти миллионов рублей федеральных компенсаций половина пришлась на экспортеров Алтайского края.
- Поддержка экспортных поставок касалась продукции зернопереработки, поэтому ее получили не крестьяне и даже не сами переработчики, а компании, поставляющие продовольствие за рубеж. Так что они и на аграриях заработали - на низкой цене на зерно, - и еще получили компенсации от государства, - подчеркивает Александр Вайс.
Региональные власти предложили новый механизм помощи - субсидирование процентной ставки по кредитам для зернопереработчиков, чтобы они могли закупать большие объемы сырья по более высоким ценам. В крае рассчитывают, что объемы такой помощи из федерального бюджета могут составить 850-900 миллионов рублей. А если их не будет, изыскать средства в региональном бюджете.
- Обязательным условием получения субсидий зерноперерабатывающими предприятиями должно стать повышение закупочных цен на сырье, - уверен Александр Вайс. - Тогда это могло бы стать более действенной мерой поддержки, чем зерновые интервенции. Ведь в торгах, как правило, участвуют единичные хозяйства, и объемы проданного в регионе зерна невелики.
В Союзе крестьянских (фермерских) хозяйств также отмечают, что возмещение затрат на транспортировку зерна будет более интересно крестьянам, чем интервенции - на экспорт можно вывезти больше, чем фермеры продают на торгах.
"Мы рассматриваем возможность создания экспортно ориентированных кооперативов, чтобы крестьяне, объединившись, напрямую получали скидку на транспортировку зерна", - пояснили корреспонденту "РГ".
- Крестьянам, конечно, надо надеяться на поддержку властей, но и самим не стоит плошать, - убежден фермер из Ключевского района Александр Гуков. - Прежде всего нужно заниматься экономикой, севооборотом, расширять спектр возделываемых культур. Каждый год ситуация на рынке меняется: если на пшеницу цены низкие, то на другие культуры приемлемые.