Ученые предложили рассматривать Сибирь как макрорегион

Анализ социально-экономической ситуации в сибирских регионах показывает дисбаланс в их развитии. Это не позволяет добиваться показателей, поставленных руководством страны, в 3,5,- 4 процента ежегодного прироста ВРП.

Восемь лет назад федеральным правительством была утверждена "Стратегия развития Сибири до 2020 года". Однако цели и задачи этого документа, по нашим прогнозам, будут выполнены не более чем на сорок процентов. Одна из причин - отсутствие экономического взаимодействия между сибирскими регионами: кто-то из уходит вперед, а кто-то находится в стадии стагнации.

Поэтому мы хотим выйти с предложением - рассматривать Сибирь как макрорегион и, соответственно, подготовить концепцию его развития с тем, чтобы определить основные точки роста. Для этого обратимся в правительство страны, чтобы уже во взаимодействии с Министерством экономического развития России и учеными Сибирского отделения РАН приступить к разработке стратегии развития макрорегиона "Сибирь" до 2035 года.

Этот документ не станет попыткой подменить внутреннюю региональную политику, а создаст возможности для развития Сибири, которой мы отводим роль локомотива российской экономики. Эта огромная территория должна иметь комплексный подход для гармоничного развития. В частности, цель стратегии - увеличение темпов экономического роста Сибири до среднемировых, повышение ее вклада в ВВП России вдвое, остановка оттока населения и рост числа жителей Сибирского федерального округа к 2035 году на пять-семь миллионов человек.

Кроме того, мы должны совершить маневр, задействовав огромные научный, промышленный и образовательный потенциал, которые пока не полностью востребованы. Добавим к этому природные и кадровые ресурсы. Также стратегия будет направлена на увеличение экспорта, развитие цифровой экономики, создание высокотехнологичных производств, скоростных магистралей, которые должны связать сибирские агломерации и труднодоступные территории с "большой землей".

Для решения столь амбициозных задач, на наш взгляд, необходимо создать некий госорган - скажем, госкорпорацию, которая должна непосредственно заниматься управлением макрорегионом. Без этого вряд ли получится добиться эффективности.

В качестве положительного примера макрорегионального характера можно привести Дальний Восток и Северный Кавказ, где с введением механизма госрегулирования экономического развития размер реальных инвестиций вырос в разы. Так, создание министерства по развитию Дальнего Востока позволило привлечь в экономику ДФО более триллиона рублей.

Вопрос разработки новой стратегии мы планируем обсудить на совместном заседании Совета МАСС и Совета при полномочном представителем президента России в СФО в феврале 2018 года. К этому заседанию регионы подготовили портфель из 94 проектов.