Русист из США: Миссия педагога - донести правду о России

Начали поступать первые работы на Международный пушкинский конкурс педагогов-русистов "Язык без санкций. Профессионализм или мужество требуется сегодня педагогу-русисту?". Профессор из Северного университета Вермонта Александр Строканов преподает русский язык в США 25 лет. В своем конкурсном эссе лингвист подчеркивает, что его работа в Америке в период русофобских настроений требует и мужества, и профессионализма.

Русист рассказывает, что сначала работал в Северной Каролине, в частном баптистском университете, а последние 18 лет преподает в государственном университете штата Вермонт. Строканов убежден, что педагог-русист за рубежом - это "своего рода посол могучего русского языка, великой русскоязычной литературы, сложной, противоречивой истории и многоликой культуры моей Родины".

В иноязычной среде, уверен Строканов, миссия педагога никогда не ограничивается одним обучением. Самое главное в современном сложном мире - это слова правды о России, ее народе и его судьбе. И ее педагог пытается донести до американцев не только на своих уроках, но и выступая по радио и на популярных интернет-сайтах.

"Вы, наверное, удивитесь, но я даже провожу "русские свадьбы", специально - по просьбе моих студентов - став "лицензированным священником", имеющим право на регистрацию брака. Молодожены просят меня об этом, они хотят, чтобы именно я скрепил их семейные узы, поскольку знают, что я ценю традиционную семью и считаю ее одной из высших нравственных и социальных ценностей", - рассказывает Строканов.

Порой правда о России стоила педагогу дорого. Его преподавательская карьера в частном университете в Северной Каролине завершилась после того, как в своих лекциях он покритиковал правительство США за бомбежку Югославии в 1999 году. "Мне очень быстро и доходчиво объяснили, что я могу критиковать только другую сторону этого конфликта, а также тех, кто с Югославией солидаризируется", - вспоминает он.

Преподаватель русского не может не быть патриотом. "С нескрываемой гордостью я всегда весной прикалываю на лацкан костюма георгиевскую ленточку, сделанную руками моей жены, и вхожу в аудиторию, заранее зная, что снова услышу от своих студентов: а что это? Для чего? Почему?.. Я улыбнусь в ответ и в очередной раз буду рассказывать о Дне Победы "со слезами на глазах", - пишет он.