Муниципальных перевозчиков будут выбирать на особых условиях

Минтранс настаивает на возвращении к такой системе выбора операторов муниципальных маршрутов, которая учитывала бы не только цену, но и качество перевозок. Уведомление о разработке поправок об этом размещено для общественного обсуждения.

В России три года действует закон, который навел порядок на рынке автоперевозок в городах. Но он не определяет порядок определения цены контрактов по регулярным перевозкам пассажиров и критерии оценки участников закупки. Пока госконтракты в этой сфере заключаются на общих основаниях в форме открытого аукциона (на понижение цены), но минимальные цены могут предложить и фирмы однодневки, которые не дорожат репутацией и готовы экономить за счет качества перевозок и безопасности пассажиров.

Все 27 тысяч российских муниципалитетов вправе проводить электронные аукционы на понижение стоимости по контрактам на перевозки, пояснил "РГ" эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Александр Рыжков.

Местные власти, понимающие риск аукционов, пытались отказаться от них при заключении госконтрактов. И получали предписания прокуратуры. Поправки в законодательство о госконтрактах должны позволить учитывать особые условия контракта (они невозможны при закупках в форме аукциона или посредством запроса котировок) при перевозке по регулируемым тарифам, предусмотренные законом об организации перевозок. Тогда они смогут проводиться в форме конкурса, либо перевозка на социально ориентированном маршруте будет закупаться у единственного поставщика.

Еще оказалось, что, не имея ограничений по срокам контрактов, муниципалитеты начали действовать по своеобразной логике. И у перевозчика сейчас нет уверенности, что он сможет остаться на своем маршруте через год, а может, месяц и даже неделю. "В одном из субъектов РФ контракты на перевозку пассажиров заключаются буквально на неделю, чтобы сумма контракта была меньше 100 тысяч рублей - это дает право не проводить аукционы. А срок окупаемости больших автобусов - семь лет", - отметил в беседе с обозревателем "Российской газеты" президент Московского транспортного Союза Юрий Свешников. Но все же значительная часть контрактов в сфере регулярных перевозок являются многолетними. Применение к ним общего порядка обеспечения их исполнения приводит к ограничению числа участников закупок, считают в минтрансе.

Еще одна проблема - закон о госзакупках ничего не говорит о размере лота. Муниципалитет может в один лот соединить все свои маршруты или сделать лот на один маршрут. Первое отрежет путь к перевозкам небольшим компаниям, а второе - не заинтересует больших перевозчиков, отметил Свешников.

Из-за заниженных тарифов перевозчики экономят на качестве и безопасности, не обновляют парк автобусов

Министерство транспорта намерено уточнить и порядок определения цены контракта, и критерии оценки участников закупки. Сейчас заказчики самостоятельно определяют требования к участникам закупок, что нарушает единое экономическое и правовое пространство для хозяйствующих субъектов. В министерстве транспорта считают, что объем предусмотренных контрактом работ должен устанавливаться в отношении каждого класса транспортных средств в километрах пробега и часах работы.

Стоимость бензина, автобуса и его обслуживания особо не отличаются в разных регионах, разные только зарплаты водителей - в столице около 70 тысяч рублей, в других регионах обычно 17-18 тысяч. При этом тарифы муниципалитеты иногда не поднимают по несколько лет, и они ниже себестоимости перевозок в два, а то и в три раза. В результате 65 процентов автобусов в России старше 10 лет, парк не обновляется, перевозчик экономит на безопасности, предупреждает Свешников.

Власти должны делать перевозку хотя бы не убыточной для транспортных компаний. Минтранс еще предлагает возложить на заказчиков обязанность предоставления подрядчику субсидий для компенсации его дополнительных расходов, возникших после заключения контракта, например, из-за увеличения акцизов на топливо или обязательного с лета этого года оборудования муниципальных автобусов тахографами.

Минтранс еще намерен внести поправки, которые урегулируют перевозки пассажиров трамваями в Волгограде. В Волгограде на ряде станций действует аналогичная для метро и пригородных электричек система пропуска пассажиров, но она существует пока за рамками закона о наземном транспорте.

Корректировка закона позволит развивать систему скоростных трамваев и в других российских городах, считает директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Константин Трофименко.