Санавиация в Зауралье была и раньше: с 1944 по 1992 годы полеты на АН-2 выполнял Курганский авиаотряд. После распада СССР оказание медпомощи с использованием воздушных судов прекратилось - больных по экстренным показаниям из дальних деревень доставляли в областной центр на автомобилях. Как следствие, на дорогу порой уходило более пяти часов. Благодаря федеральному проекту, в августе прошлого года полеты санавиации возобновились. Скорость транспортировки пациентов сократилась в два, а для некоторых населенных пунктов - в три раза. Правда, вместо самолета теперь используются вертолеты.
Аэродромом для вертолетов в Кургане ранее служил участок земли с грунтовым покрытием, огороженный рядом с региональным центром медицины катастроф. Сейчас на этом месте оборудованная сертифицированная площадка, просторный теплый ангар, где можно проводить техобслуживание машин. Вся территория оснащена современными светотехническими приборами, так что больных можно принимать даже ночью.
По словам специалистов, это первый в России специализированный вертолетный центр оперативной медицины, а Курганская область пока единственная, где в рамках проекта развития санавиации задействованы сразу два новейших отечественных вертолета "Ансат", оснащенные медицинским модулем.
Региональный центр медицины катастроф находится в нескольких метрах от вертолетного. По мнению его руководителя Александра Шумаева, когда счет жизни идет на минуты, это чрезвычайно важно.
- Как только винты останавливаются, пациента на носилках переносят из вертолета в реанимобиль и везут в больницу, - поясняет Шумаев. - Оба центра расположены в такой точке, что до любого медучреждения можно доехать за 10-12 минут. До областной больницы, например, мы долетаем за 5 минут 16 секунд .
С августа прошлого года винтокрылые машины доставили из районов в областной центр 96 тяжелобольных. Некоторые из них в воздухе были подключены к аппарату искусственной вентиляции лёгких.
Инвесторы решили идти дальше и создать в округе Уральский хаб санавиации. По их расчетам, если объединить усилия пока даже двух регионов - Курганской и Челябинской областей, то это позволит оптимизировать использование, как вертолетной техники, так и наземного медицинского оборудования, топливной инфраструктуры, а главное, оказывать услуги санавиации более эффективно, а медицинские услуги более качественно.