Фестиваль открывается в тревожной обстановке нарастающей критики в адрес его художественного курса и его руководства в лице директора 69-летнего Дитера Косслика, который определяет лицо главного немецкого киносмотра уже 16 лет. Предстоящий Берлинале будет его последним, прощальным: совет директоров фестиваля решил не подписывать с Коссликом новый контракт.
Внешне все выглядит лучезарно: к кассам по-прежнему тянутся длинные очереди: интерес к кинематографу в Берлине традиционный, он был таким и во времена, когда фестиваль еще назывался Западноберлинским и символизировал культурный мост между двумя политическими системами. Но, по мнению наблюдателей и экспертов, за 16 лет директорства Дитера Косслика Берлинале заметно спал с лица. В ноябре прошлого года 79 ведущих режиссеров Германии опубликовали весьма резкое открытое письмо, в котором констатировали системный кризис Берлинале и потребовали решительных перемен в его концепции и его руководстве. Письмо вызвало бурные дискуссии в немецкой и международной прессе, иные "подписанты", - возможно, под давлением дирекции фестиваля, - даже отозвали свои подписи. Тем не менее, недуги некогда авторитетного кинофорума стали уже столь очевидными, что смены курса Берлинале в самом близком будущем не избежать.
Немецкий медиа-гигант Deutsche Welle суммировал пять главных претензий к директору, накопившихся за годы правления Косслика и высказанных в ходе дебатов. Это, прежде всего, слабость конкурсных программ, особенно в сравнении с программами фестивалей в Канне и Венеции: слишком много посредственных картин, многие даже не попадают в кинотеатры и не оставляют следа в киноискусстве (Süddeutsche Zeitung).
Немецкая ассоциация кинокритиков утверждает, что под длительным руководством Дитера Косслика Берлинале утратил свое художественное значение, и крайне необходима резкая смена курса. Неясна логика формирования многих секций и специальных программ фестиваля. Много балласта в "Форуме", "Панораме", "Кулинарном кино" - есть повод задуматься о критериях отбора.
Неясна концепция фестиваля. Газета Frankfurter Allgemeine ностальгирует по временам, когда в берлинских конкурсах участвовали известнейшие режиссеры мира и экстраординарные работы молодых, а "Форум" демонстрировал работы экспериментальные, прокладывающие новые пути в киноискусстве. Теперь же никто не может объяснить, из каких соображений фильм включен в ту или иную программу, что отделяет картины "Форума" от показанных в "Панораме" или в конкурсе. Исходя из этого, газета считает необходимым полностью деконструировать построенную директором систему. Впрочем, комментирует Deutsche Welle, разве классическая демаркация между развлечением и серьезным искусством не стирается в наше время и в самой жизни?
На Берлинале слишком много лишнего, ненужного - это обвинение повторяется вновь и вновь. Особенно раздражает критиков фестиваля любимая лошадка Косслика - курьезная секция "Кулинарное кино". Да и сам отбор фильмов, похоже, исходит исключительно из возможности для горстки деятелей продефилировать по красной дорожке - "гламур и фотоблицы вместо мастерства и ясного содержания".
Der Tagespiegel обвиняет фестиваль в дефиците любви к кино как искусству - в отсутствии синефильского начала. До прихода Дитера Косслика на Берлинале всегда была, например, сильная секция "Ретроспектива", посвященная истории кино. Косслик избавился от многих видных экспертов, и "Ретроспектива" утратила свое прежнее значение, ее перестала замечать пресса. И здесь главному немецкому фестивалю ставят в пример Локарно с его продуманными, интересно построенными архивными программами.
Парируя все эти обвинения, Косслик ссылается на то, что фестиваль наряду с 350 тысячами взрослых зрителей посещают до полусотни тысяч детей и молодежи ежегодно - у его политики, мол, есть общественная поддержка. Билеты на все показы всегда распроданы, и каждый зритель может составить из предложенных фестивалем блюд свое индивидуальное меню.
Споры вокруг фестиваля и его будущего по мере приближения его 68-го старта накаляются. "РГ" будет следить за ситуацией.