Напомним, Саакашвили был арестован оперативниками погранслужбы Украины в обеденное время в киевском ресторане, а уже через три часа его высадили в аэропорту Варшавы из чартерного джета, о принадлежности которого сегодня спорят украинские СМИ, - самолет якобы числится за частной авиакомпанией, зарегистрированной в офшоре, но контролируемой президентом Порошенко.
Как уже шутят в Киеве, стремительностью захвата и жесткостью обращения с Саакашвили пограничники искупили перед президентом свою вину за бездеятельность при его прорыве через границу в сентябре прошлого года. После этого задержать строптивого грузина в разное время и с переменным успехом пытались МВД, СБУ и даже госслужба охраны - телохранители президента
Официально депортация Саакашвили была оформлена "в порядке реадмиссии в соответствии с Соглашением между Украиной и Европейским сообществом от 2007 года", как гласит пресс-релиз МВД Украины. Польские коллеги дали им согласие на прием всемирно известного лица без гражданства, утверждают в министерстве.
Первые слова, сказанные Саакашвили практически на летном поле, были вполне ожидаемыми: помимо традиционного набора оскорблений в адрес президента и бывшего друга ("барыга", "не человек") он предрек скорый крах клептократического киевского режима и назвал свою депортацию проигрышем Порошенко. При этом многие обратили внимание на довольное и даже веселое выражение лица Саакашвили, что легко объяснимо: Польша все-таки не Грузия, где против него возбуждены уголовные дела и куда его грозилась экстрадировать генпрокуратура Украины. Иными словами, на гостеприимной польской земле Саакашвили вздохнул с явным облегчением и тут же направился в неназванный отель вместе с тут же оказавшейся рядом с ним охраной. Немногим позже он заявил в телефонном интервью украинским СМИ, что намерен вернуться в Киев: "Я думаю мы найдем путь, как это сделать абсолютно легально. Дело в необходимости спасти Украину от диктатуры".
Официальный Брюссель и Вашингтон вынужденных перемещений Саакашвили в пространстве пока не заметили. По горячим следам эти события в "Твиттере" прокомментировал только бывший замминистра обороны США Майкл Карпентер, ныне работающий в институте Джо Байдена. "Плохо для Украины и хуже для Грузии. Применение закона для скрытых политических целей может иметь ауру законности, но это всегда приводит к плохой политике. Саакашвили - не герой, но это плохой результат", - считает представитель предыдущей американской администрации.
Осознав, что международное сообщество на этот раз заняло позицию заинтересованного наблюдателя, вчера Саакашвили попросил помощи у канцлера Германии Ангелы Меркель и ЕС, но его запрос остался без ответа.
Куда многословнее оказались политические союзники и попутчики Саакашвили. Например, лидер партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко призвала персонально Порошенко остановить "расправу над другом Украины" и напомнила, что "любая диктатура начинается с публичной аморальности лидера". Так же выспренно высказался в защиту Саакашвили и глава партии "Самопомощь" Андрей Садовой: "Организовывал расстрелы людей на майдане? Обворовывал страну на миллиарды? Те, кто подпадает под эти критерии, могут не переживать. Сегодня в Украине им ничто не угрожает. Другое дело, если вы посмеете пойти против Петра Порошенко", - написал он в своем "Фейсбуке".
Иной вопрос, что добиваться возвращения Саакашвили на Украину лидеры парламентской оппозиции не спешат: он, очевидно, выгоден им вдалеке, в качестве символа борьбы, которую они будут вести против Порошенко самостоятельно и по своему разумению. В связи с этим остро стоит вопрос о будущем палаточного лагеря у Верховной рады, ликвидация которого должно стать следующим шагом.
Михаил Саакашвили сообщил польским СМИ, что был очень хорошо принят в Польше. Прием этот, однако, не носил официального характера: польские власти, судя по всему, не заметили приезда своего бывшего грузинского союзника. На видеокадрах, показанных всеми местными телеканалами, бывший президент Грузии выходит из вип-зала аэропорта, садится в автомобиль и уезжает в сопровождении депутата польского сейма от правящей партии Малгожаты Госевской. Однако вряд ли ее в этой ситуации можно считать официальным лицом - Саакашвили и Госевская поддерживают знакомство еще с тех пор, как в 2011 году он, будучи главой государства, наградил ее "Медалью чести". Сам он сообщил журналистам, что после приземления в Варшаве с ним связались неназванные представители польского МВД: "Сейчас я нахожусь под охраной польской полиции. Разговаривал с руководством Министерства внутренних дел Польши. Звонили мне, когда я был в аэропорту. Я не буду просить политического убежища в Польше".
На пресс-конференцию, которую Саакашвили провел в Варшаве во второй половине дня во вторник, собрались толпы представителей СМИ. Польские журналисты называют происходящее "Саакашвили-шоу" и шутят, что его депортация в Польшу - это месть Украины за принятый недавно закон, приравнивающий "бандеризм" к нацизму.
Украинские телезрители назвали Польшу главной угрозой для своей страны в ходе голосования на независимом телеканале NewsOne. Так, в ходе публицистической программы аудитории был задан вопрос: "Кто для Украины представляет наибольшую угрозу?" Итог оказался неожиданным: 56 процентов проголосовавших назвали главной угрозой Польшу, 44 процента - Россию. В опросе приняли участие 38 тысяч человек. Стоит заметить, что темой программы были ухудшившиеся отношения между Киевом и Варшавой.