О том, что за франчайзинговыми схемами - будущее, говорят давно. Например, в недрах минпромторга разрабатываются поправки в законодательство о торговле, которые упростят ведение бизнеса по франчайзингу, меры по поддержке такой схемы ведения бизнеса предпринимают и в регионах.
Так, в Мурманской области для франчайзи создана специальная программа. Поддерживают предпринимателей и на Вологодчине, с 2014-го года здесь налажено консультирование желающих купить бизнес "под ключ". С 2015-го года власти Череповца стали активно продвигать идею франчайзинга в местной бизнес-среде. Это стало одним из шагов по избавлению города от монозависимости. С прошлого года в Ленобласти работает фронт-офис по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства, одна из задач которого - помощь в оформлении франчайзинговых договоров.
Повышенное внимание к франчайзингу объясняется просто: предприниматели, выбирающие такую схему, работают "по-белому". Кроме того, франчайзинг - явление массовое. В России сейчас работают около 1700 франшиз, а число франчайзинговых точек доходит до 50 тысяч. В Петербурге каждое второе кафе и каждый четвертый магазин работают по договору франчайзинга.
Сейчас бизнесмены все чаще говорят об экспансии в другие города СЗФО.
- Рынок СЗФО довольно перспективен для развития франчайзингового бизнеса. Сейчас большая часть ретейлеров, работающих по франшизе, сконцентрирована в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, но мы видим, что запросы на франчайзинг из регионов растут быстрее, чем из столиц. Региональные предприниматели ищут возможности для развития своего бизнеса и понимают сложность конкуренции с федеральными игроками без наличия сильного бренда и технологий, - говорит Сергей Крбашьян, генеральный менеджер федеральной сети магазинов электроники.
По словам Крбашьяна, в городах Вологодской, Ленинградской, Архангельской и Мурманской областях и в Карелии по франчайзингу открылись пункты выдачи интернет-заказов. Такой формат требовал минимальных затрат от предпринимателей и был позитивно воспринят местными жителями.
Еще одним вектором для развития франчайзинга в малых городах стали мебельные салоны. По данным Александра Шестакова, президента ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, в первую очередь точки открываются в городах с активным жилищным строительством. Это объясняется тем, что, к примеру, среди покупателей кухонь 60 процентов - новоселы.
Тем не менее, сам мебельный рынок довольно узкий. Например, компания Шестакова продала франшизу предпринимателю в Костомукше, население этого карельского города составляет
30 тысяч человек. И хотя магазин работает успешно, второй такой салон в городе вряд ли появится.
В сфере медицинских услуг сдерживающих факторов меньше.
- Сейчас большой спрос на франшизу в городах с населением до 200 тысяч человек, - говорит Дарья Горякина, заместитель генерального директора по коммерции крупной сети лабораторий. По словам эксперта, основу клиентской базы составляют люди, которые десятилетиями ездили на анализы и процедуры в Петербург, а теперь они могут проходить диагностику рядом с домом.
Вместе с франчайзиновыми точками в небольшие населенные пункты приходят не просто бренды, а определенные стандарты обслуживания. Все это в конечном итоге влияет и на остальных предпринимателей города, ведь им приходится поднимать уровень сервиса.
Правда, по оценкам директора консалтингового агентства Вадима Аверина, радикально повлиять на сферу торговли и услуг в малых городах и селах франчайзи пока не могут из-за ограниченности платежеспособного спроса в малых городах, а также ограничений присутствующих на рынке франшиз, которые чаще ориентированы на крупные города.
Одна из причин, почему в малых городах и селах по франчайзингу стали открываться магазины, в первую очередь монобрендовые, - очень мягкие условия со стороны владельцев франшизы. Зачастую в договорах отсутствуют не только паушальные взносы (стоимость самой франшизы), но и роялти (ежемесячные платежи за использование бренда). Такая щедрость, как рассказал "РГ" Виктор Иноземцев, директор по развитию фирменной сети продуктовых магазинов, связана с тем, что франчайзер таким образом популяризирует свой бренд и получает дополнительный канал сбыта продукции.
Диаметрально противоположная ситуация в сфере общественного питания. Здесь открытие полноценного сетевого кафе становится до сих пор событием городского масштаба.
Предприниматель Ренат Абузаров, развивающий бизнес по франчайзингу уже более шести лет, отмечает в сфере общественного питания очень высокий входной порог и дорогие франшизы.
Проанализировав предложения из каталога франшиз российской ассоциации фрачайзинга, корреспондент "РГ" обнаружила, что в среднем паушальный взнос в общепите составляет 1,047 миллиона рублей. Удивительно, но самые высокие взносы оказались не у известных сетей, а у компаний, насчитывающих менее 20 точек. В среднем за тиражирование своей идеи они просят 1,7 миллиона рублей. В целом же паушальный взнос в общепите составляет 15 процентов от размера инвестиций.
Особняком стоят мини-кофейни. Здесь паушальный взнос достигает 100 процентов!
В денежном выражении не так уж и много - франшиза стоит 200-300 тысяч рублей, нюанс в том, что примерно столько же составляют и вложения в открытие точки.
Тем не менее, мини-кофейни в областных центрах и малых городах по франшизе как раз и появляются.
Ольга Светланова год назад открыла такую кофейню в Великом Новгороде. Собственных накоплений было немного, девушка оформила потребительский кредит, купила кофе-машину, стаканчики с логотипом, арендовала закуток площадью 5 квадратных метров. По расчетам франчайзера, себестоимость одной кружки кофе должна была составлять чуть более 13 рублей. Но в первые же дни Светланова обнаружила, что она занижена вдвое. Чтобы выйти на чистую прибыль в 30 тысяч в месяц, предпринимательнице нужно было продавать ежедневно 90 чашек кофе, по факту получалось 10-20. Этого не хватало даже на то, чтобы окупить аренду помещения, не говоря уже о платеже по кредиту. Внезапно франчайзеры перестали отвечать на телефонные звонки, а когда девушка приехала в офис, заявили, что она сама виновата.
Наталья не отрицает: сама не продумала, не рассчитала, но она уверена: данные о показателях кофейни изначально были приукрашены, и главная цель франчайзера была не развить сеть, а получить паушальный взнос. Сейчас Наталья продала кофе-машину и выплачивает кредит, а единственным напоминанием о бизнесе стал годовой запас кофе дома.
Покупатели часто разочаровываются в франшизах, но даже если они уверены в обмане, в суды не обращаются. За прошлый год в СЗФО было рассмотрено всего одно дело, когда покупатель подал иск на владельца франшизы.
Предприниматель из Петербурга в Октябрьском районном суде разбирался с компанией, которая за 450 тысяч рублей продала ему франшизу турагентства. Для предпринимателя это стало новостью, ведь он был уверен, что покупает франшизу визового центра. Но суд встал на сторону франчайзера, ведь под всеми договорами стояла подпись покупателя.
Опрошенные "РГ" эксперты признают, что случаи, когда покупателя франшизы вводят в заблуждение, происходят довольно часто, но доказать это довольно сложно, ведь франшиза - это не какой-то реально существующий объект, а идея, концепция, и формулировки в договоре играют ключевую роль.
Но даже добросовестные компании нередко продают "сырые" франшизы.
- Сейчас встречаются ситуации, когда франчайзер просит франчайзи делиться успешным опытом и интересными бизнес-идеями. Это как минимум странно. Правильный франчайзинг - это предоставление успешной и эффективной бизнес-модели, готового бизнес-решения, - говорит президент ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева. Эксперт отмечает: внутри отрасли предприниматели прекрасно знают, что собой представляет каждая франшиза, сколько предприятий открылось, а сколько закрылось. В неведении остаются начинающие предприниматели.
А это серьезная проблема, ведь именно бизнесмены без опыта составляют значительную долю франчайзи. Стоит отметить, что и сами держатели франшиз - это довольно закрытая группа предпринимателей. Такое молчание порождает ситуацию, когда проблемы франчайзи редко оказываются в центре внимания чиновников. В то же время далеко не все менторы (владельцы франшиз) готовы вникать в сложности своих франчайзи и реально помогать им после получения выплат. Вот и получается, что франчайзи, хоть и являются ключевыми игроками на потребительском рынке, но по сути предоставлены сами себе.