Основу разбирательства составила жалоба компании "ПАГ" из Калининградской области, которая в рамках государственного контракта с Черняховской больницей закупила в Польше специальную бумагу для аппаратов УЗИ фирмы Sony. На границе товар был арестован, поскольку "Сони Корпорейшн" потребовала защиты своих исключительных прав на товарный знак. Как полагает директор "ПАГ" Николай Подоляцкий, компания таким образом защищала свои бизнес-интересы: в России есть представительство Sony, но оно продает ту же бумагу намного дороже. Параллельный импорт - то есть покупка товаров не напрямую у производителя, а у посредника - был более выгодным. Однако на таможне сделку фактически приравняли к контрафакту.
Арбитражный суд, куда обратились представители "ПАГ", посчитал решение таможенников законным, опираясь на статьи 1252, 1487 и 1515 Гражданского кодекса РФ, которые касаются защиты исключительных прав и использования товарных знаков. Однако по мнению Подоляцкого, эти положения не могут применяться в данном случае, так как "ПАГ" купил легальный товар у законных дистрибьютеров, только в другой стране. Почему у них дешевле, чем у официальных представителей Sony в России, - вопрос в первую очередь к Sony.
Представители Госдумы, Совета Федерации, министерства юстиции сошлись во мнении, что оспоренные нормы не противоречат Конституции, однако нуждаются в толковании - как именно они должны применяться. Конституционный суд дал исчерпывающие разъяснения.
Как следует из решения, существующая система дистрибуции товаров дает официальным дистрибьюторам неоправданно широкие полномочия, что может породить злоупотребления правом. В этих случаях, говорится в решении КС, "правомочие суда отказать в иске либо снизить размер неблагоприятных последствий для другой стороны спора".
- Это не значит, что возможно полное освобождение от ответственности, - пояснил судья-докладчик по данному делу Гадис Гаджиев. - Мы сказали только о тех случаях, когда правообладатель действует в корыстных экономических интересах и делает все, чтобы задрать цены, создать очевидную монополию.
Отвечая на вопрос корреспондента "РГ", судья подтвердил, что КС своим решением ограничил естественную монополию официальных дистрибьюторов.
- Кроме того, нужно обратить внимание, что впервые официально орган государства высказывается по поводу санкций, - добавил он. - Это официальное признание, что санкции незаконны и создают угрозу экономической безопасности нашей страны. Еще важное замечание суда касается судьбы товара, приобретенного путем параллельного импорта. Суд постановил: товары могут быть изъяты и уничтожены лишь в случае установления их ненадлежащего качества.