К 1 января 2018 года абсолютный размер государственного долга регионов составил 2,315 триллиона рублей, говорится в материалах минфина. По сравнению с данными годичной давности он уменьшился на 37,7 миллиарда рублей. Однако по сравнению с 1 декабря 2017 года показатель, напротив, вырос - на 173,7 миллиарда рублей, следует из статистики ведомства.
Рост долга в последний месяц года объясняется сезонностью расходов субъектов Федерации - так, в декабре совершаются расчеты с подрядчиками, происходит предновогодняя выплата заработной платы бюджетников, говорит старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Елена Анисимова. "В связи с этим у регионов повышается спрос на финансовые ресурсы, и потребность закрывается за счет привлечения долга в той или иной форме", - отмечает она. В целом снижение долга год к году - позитивный тренд и даже, пожалуй, успех региональных властей, считает Анисимова.
Однако у 31 региона в 2017 году долг все-таки вырос, следует из расчетов АКРА. При этом часть российских регионов с очень высокой долговой нагрузкой получила существенный объем кредитов из федерального бюджета, отмечает Анисимова. "Но распорядились они ими по-разному. Если, например, Хакасия (плюс 11,7 миллиарда рублей бюджетных кредитов) и Костромская область (плюс четыре миллиарда рублей) сумели направить деньги на рефинансирование банковских кредитов, то Мордовия (плюс 7,6 миллиарда рублей) только нарастила свой долг", - констатирует аналитик.
При этом регионы в 2017 году активнее выходили на рынок облигаций: объем размещений на треть превысил показатели 2016 года. Так, на этот рынок вышли регионы-новички, ни разу не размещавшиеся там ранее: Карачаево-Черкесская Республика, Ненецкий автономный округ, Курская, Орловская, Саратовская, Ульяновская области. "В результате структура долга изменилась - банковские кредиты теперь составляют 29 процентов вместо 34 процентов годом ранее, а облигации - 24 процента вместо 19 процентов", - говорит Елена Анисимова.
Как и в прошлые годы, долг регионов внутри года скорее всего будет ниже, чем на конец года, полагает эксперт. Способность субъектов Федерации и далее снижать объем собственного долга в основном будет зависеть от конъюнктуры, говорит Анисимова. "Налог на прибыль формирует треть собственных доходов регионов, поэтому неудачные в финансовом смысле годы для российских компаний оборачиваются недопоступлением этого налога, в условиях, когда нельзя снизить расходы, это прямой дефицит и рост долга. В последнее время в связи с изменением налогового законодательства мы видим растущую роль налога на имущество в доходах бюджета, и это позитивный тренд - такой доход легче прогнозировать и это придает стабильности бюджетному процессу", - рассказывает Анисимова.
С 2018 года регионы больше не получают кредиты из федерального центра: они не предусмотрены бюджетом до 2020 года включительно. Вместо этого для них стартовала программа реструктуризации накопленных долгов, рассчитанная на 7-12 лет. В первые два года регионы должны будут выплачивать по пять процентов долга ежегодно. Продлить реструктуризацию до максимального срока - 12 лет - смогут только те регионы, которые покажут в 2018-2019 годах рост доходов выше уровня инфляции.
Регионы должны снижать долговую нагрузку, чтобы реструктуризация для них работала, для этого их налоговые доходы должны как минимум расти, говорит Анисимова. При этом регионы должны обеспечивать такой прирост вне зависимости от внешних условий. Если они с задачей справятся, безусловно, финансовое состояние субъектов РФ улучшится, отмечает аналитик АКРА.
"До сих пор мы видели, как регионы, нарушая условия бюджетных кредитов, возвращали досрочно кредиты и в течение какого-то времени получали эти деньги вновь. Возможно ли это в текущих условиях, когда Федеральный закон о бюджете на 2018 год не предусматривает выдачу бюджетных кредитов - большой вопрос", - подчеркивает Анисимова.
Регион, который нарушит такие условия и будет вынужден вернуть часть долга, будет привлекать средства с рынка (в виде кредитов или облигаций), что приведет к незапланированному росту процентных расходов (соответственному росту дефицита и необходимости его финансировать рыночными инструментами), уточняет аналитик АКРА. Также финансовое положение субъектов Федерации будет во многом определяться политикой федерального центра в отношении бюджетов регионов, заключает Елена Анисимова.