14.02.2018 20:45
    Поделиться

    Александр Хлопонин: Употребление алкоголя падает

    Александр Хлопонин: Главное, чтобы то, что произведено из красителей и спирта,не называлось коньяком
    Уже в весеннюю сессию в Госдуму будет внесен и рассмотрен законопроект о разрешении рекламировать в средствах массовой информации вино, произведенное в евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), а новый ГОСТ на коньяк пропишет сам процесс его производства, а не только его цвет и крепость. Пока что на полках магазинов нас ожидает от 40 до 60 процентов фальсификата, рассказал в интервью "Российской газете" вице-премьер Александр Хлопонин.

    Вы поручили Росалкогольрегулированию, Росстандарту, минфину, Росаккредитации разработать новый ГОСТ на коньяк, но подделывают существующий. Зачем нужен новый?

    Александр Хлопонин: Вопрос глубже, ГОСТ должен зафиксировать не только количество градусов в коньяке, а сам стандарт его изготовления. Коньяк - это то, что произведено из дистиллята - винограда, который бродит, а не когда краситель и спирт дают цвет и крепость. К сожалению, на полках мы сегодня видим от 40 до 60 процентов фальсификата, это не виноград, а коктейль из спирта и красителей, который никакого отношения к коньяку не имеет. Это даже не бренди, это вообще непонятно что. Новый ГОСТ пропишет сам процесс производства.

    В этом году новый ГОСТ уже появится?

    Александр Хлопонин: Мы еще обсуждаем это с производителями коньяка. Нужно учесть много показателей: длительность выдержки, вид бочек, крепость продукта, сорт винограда. К сожалению, сорт винограда, из которого должен производиться коньяк, практически не растет в России. Мы исторически производили коньяк из другого винограда, который растет в Ставрополье и Дагестане. Можно ли называть коньяком этот продукт? Большой вопрос. А тот сорт винограда, который должен использоваться для производства коньяка, у нас не растет. И тут тоже надо найти подход. Но главное, чтобы то, что произведено из красителей и спирта, не называлось коньяком.

    Минздрав предлагает не продавать спиртное людям в состоянии алкогольного опьянения ни в магазинах, ни в барах. Как вы оцениваете эту инициативу?

    Александр Хлопонин: Я могу представить сотрудника ДПС, который предлагает подуть в трубочку, чтобы понять степень опьянения водителя, но представить, что я, придя в ресторан и выпив бокал вина, дышу в трубку, чтобы понять, достиг я нужной степени опьянения или нет, я не могу. Не уверен, что ограничения в этой части полезны.

    Какие могут быть введены ограничения по продаже алкоголя - запрет торговли в магазинах у дома, промоакций?

    Александр Хлопонин: В рамках правительственной комиссии мы это не обсуждаем. Я категорический противник любых жестких запретов. Если мы говорим о здоровом образе жизни и деалкоголизации россиян, то население должно меньше употреблять алкоголя и больше посвящать времени здоровому образу жизни, спорту. Но это достигается не запретами, а другими способами. У нас сегодня должно быть больше спортивных площадок. Должно быть больше спортивных клубов, секций, больше времени у ребенка должно быть посвящено спорту, в семье должны уделять этому внимание, должна быть социальная реклама, которая мотивирует к здоровому образу жизни. А запретный плод в нашей стране всегда был сладок. Он, наоборот, приводит к обратной реакции. Еще даже в Советском Союзе говорили: водка стала шесть и восемь, все равно мы пить не бросим. Исторически мы такие, нам нельзя запрещать. Но я бы не драматизировал, все-таки статистика показывает, что употребление алкоголя падает, при этом мы не потеряли в продажах и объемах производства. Это говорит о том, что черный рынок сужается.

    А культура пития у нас формируется, на ваш взгляд?

    Александр Хлопонин: Что такое культура пития? Если мне скажут, что завтра в России все перестанут пить водку и будут пить вино, я в это не поверю.

    Мы северный народ. Я не призываю к тому, чтобы бутылками пить водку. Но я не считаю, что рюмка водки - это преступление и что это плохо. Кто-то любит вино. Поэтому мы сейчас основной акцент делаем на поддержку отечественного производителя вина. Это правильное направление, через которое будет развиваться и культура, и пропаганда вина, сделанного из отечественного винограда. Правительство и Госдума сейчас в тесной связке работают над льготами или преференциями для производителей вина, сделанного из отечественного винограда. Уже в весеннюю сессию в Госдуму будет внесен и рассмотрен законопроект о разрешении рекламировать в СМИ вино, произведенное в ЕАЭС. Правительство его уже поддержало.

    Разрешат ретейлерам продавать алкоголь онлайн в этом году?

    Александр Хлопонин: Возможно, сейчас идет оживленная дискуссия по этому вопросу. Я считаю, что мы сможем ввести в цивилизованные рамки интернет-торговлю спиртным.

    Более того, качественные современные дистрибьюторы сами выбьют с рынка нелегальных продавцов, которые сегодня пытаются работать в Интернете. Хотя у нас запрещена интернет-торговля алкоголем, где угодно можно его купить. Только это называется по-другому. Купите зажигалку, а к ней вам бесплатно две бутылки дадут. Это же корявая конструкция. Я считаю, что все это нужно переводить на цивилизованный уровень. Над этим мы сейчас работаем. Но окончательного решения пока не принято.

    Будет ли введен механизм автоматического изменения минимальной розничной цены на водку? Какой будет алгоритм и нужно ли вообще его вводить?

    Александр Хлопонин: Есть одна категория наших коллег, которые говорят о том, что минимальная розничная цена на водку должна быть привязана к инфляции, потому что производитель должен как-то компенсировать потери, с ней связанные.

    Другие говорят - справедливо, если минимальная розничная цена будет увязана с уровнем жизни населения. А у нас уровень доходов населения не всегда соответствует инфляции. Мы отрабатываем разные модели, которые позволяли бы и на уровень дохода населения включить дефлятор, и на инфляцию, и многое другое. Но пока мы не планируем повышать минимальную розничную цену, по этому году у нас не стоит такой задачи. В 2018 году минимальная розничная цена не будет повышена.

    К сожалению, зачастую этот механизм используется для недобросовестной конкуренции. Хотим вышибить производителей такого-то алкоголя - и начинается: давайте на него поднимем минимальные розничные цены, и таким образом сразу отлетит эта категория производителей. Как сделать так, чтобы этого не происходило, мы прорабатываем с минфином.

    Уже есть данные по поступлению акцизов за 2017 год?

    Александр Хлопонин: Пока есть предварительная оценка. За два года мы дополнительно в бюджет собрали 140 миллиардов рублей. По 2017 году пока что прирост составил 35 миллиардов рублей.

    Статистика показывает, что употребление алкоголя падает, при этом мы не потеряли в продажах.

    Александр Хлопонин: Население должно меньше употреблять алкоголя и больше посвящать времени здоровому образу жизни, спорту.

    Власти основной акцент сейчас делают на поддержку отечественного производителя вина.

    Инициатива

    Зимние школьные каникулы в снежные зимы смогут переносить, чтобы дети из спортивных школ могли дольше покататься на горных лыжах. Возможность такого эксперимента обсуждают в правительстве. "Мы подумываем над тем, чтобы сделать эксперимент. Если к нам приезжают детишки из спортивных школ, которые ориентированы на горные лыжи, из близлежащих регионов Южного федерального округа, то можно предложить сдвинуть каникулы. Окончательного решения еще нет, но во всем мире такая практика есть", - рассказал Александр Хлопонин.

    Он привел в пример Европу. "Нет, к примеру, снега в январе в Альпах. Государства переносят детские каникулы. В Европе этот механизм гибкий. Это популяризует горнолыжный спорт, приезжают родители с детьми. У нас пока нет такой гибкой системы. Все зависит от погоды и наличия снега. Нет снега, значит, мы прозевали лыжный сезон. Это неправильно", - считает он.

    Поделиться