Простые рецепты - например, финансирование инвестиций за счет масштабной денежной эмиссии или направление всех нефтегазовых доходов бюджета на текущие нужды - едва ли могут рассматриваться в качестве долгосрочных мер. Они, безусловно, могут простимулировать экономический рост в краткосрочном плане, но несут огромные риски для макроэкономической стабильности и грозят серьезными экономическими кризисами в более отдаленной перспективе.
Как известно, деньги любят тишину - инвесторы предпочитают страны с устойчивой и предсказуемой экономической средой. Снижение макроэкономической неопределенности - ключ к росту "длинных" денег в экономике, необходимых для финансирования долгосрочных проектов. Поэтому важны реформы в макроэкономической политике, проведенные Центробанком и правительством в последние годы. Переход к таргетированию инфляции и умеренно жесткая денежно-кредитная политика позволили достичь в 2017 году рекордно низкой инфляции в 2,5 процента. А введение бюджетного правила с ценой отсечения в 40 долларов за баррель нефти и направление дополнительных доходов от нее в Фонд национального благосостояния снизили волатильность валютного курса и его зависимость от цен на нефть. Постепенное понижение процентных ставок в дальнейшем позволит простимулировать ипотечное кредитование и инвестиционное кредитование малого и среднего бизнеса.
Но одной макроэкономической стабильности недостаточно. Среди ключевых факторов, определяющих долгосрочный рост ВВП, также рост населения, инвестиции в человеческий капитал и инфраструктуру, структурные реформы, инновационная деятельность. С демографией в России дела обстоят не очень хорошо - население едва растет и стареет, что создает проблемы для пенсионной системы в будущем. Важным шагом к их смягчению будет выступать восстановление накопительной части пенсий. Она не только снижает налоговую нагрузку на будущие поколения, но и является важнейшим внутренним источником "длинных" денег, способствующим развитию фондового рынка и долгосрочных инвестиций в экономику.
Особую роль в обеспечении экономического роста играют прямые иностранные инвестиции (ПИИ), прежде всего, в новые проекты транснациональных компаний. Такие инвестиции не только создают рабочие места и увеличивают налоговые поступления, но и приносят в страну новые оборудование, технологии и практики менеджмента, способствуют повышению квалификации и развитию "гибких навыков" работников. Россия привлекательна для иностранных инвесторов, потому что имеет большой внутренний рынок, образованную рабочую силу и значительные природные ресурсы. Но, к сожалению, объем ПИИ в российскую экономику значительно снизился после 2013 года, что было вызвано как экономическим спадом, так и ростом геополитической напряженности. Поэтому важной предпосылкой восстановления ПИИ и дальнейшего вовлечения экономики России в глобальные цепочки добавленной стоимости остается нормализация отношений с западными партнерами.
Для поддержания устойчивого экономического роста важны инвестиции в человеческий капитал (образование и здравоохранение) и инфраструктуру. Информатизация и автоматизация производства постепенно отнимают работу у неквалифицированных работников, выполняющих рутинные операции, и повышают роль квалифицированного труда. Инвестиции в здравоохранение приводят к увеличению продолжительности жизни, способствуют профилактике и снижению заболеваемости и тем самым делают важный вклад в сохранение рабочей силы и повышение эффективности труда. Обновление и развитие транспортной, логистической, энергетической и информационной инфраструктуры позволяют сократить издержки, связанные с перемещением товаров, труда и капитала и непрерывным обеспечением производственной деятельности и управления экономикой. Важным шагом в этом направлении может стать обсуждаемый правительством бюджетный маневр, предполагающий перераспределение бюджетных расходов в пользу образования, здравоохранения и инфраструктуры.
Дисбалансы в экономике препятствуют эффективному распределению ресурсов. Для их устранения нужны структурные реформы, направленные на рост конкуренции и защиту прав собственности, повышение открытости экономики, снижение коррупции, упрощение налогового и таможенного администрирования, развитие финансовых рынков. Без таких реформ экономика продолжит функционировать ниже границы своих производственных возможностей, теряя десятки миллиардов долларов потенциальных дополнительных доходов.
Со временем будет возрастать роль инновационной деятельности как источника долгосрочного роста. Здесь у России есть ряд преимуществ, связанных, прежде всего, с высоким уровнем образования и фундаментальных исследований в точных и естественно-научных дисциплинах. Российские компании сохраняют место среди технологических лидеров в аэрокосмической промышленности, оборонно-промышленном комплексе, атомной энергетике. Но в целом Россия пока сильно отстает от развитых стран и Китая по доле компаний, осуществляющих инновационную деятельность, расходам на НИОКР в процентах от ВВП, объему венчурного финансирования. В рейтинге Индекса глобальных инноваций в 2017 году Россия заняла только 45-е место из 127. Для преодоления технологического отставания государство должно проводить активную инновационную политику, финансировать фундаментальные исследования, способствовать формированию институтов, необходимых для инновационного развития.