"Нужно следовать единому генплану и единым стандартам строительства рекреационной инфраструктуры на территории Северо-Кавказского федерального округа, - считает глава Ростуризма Олег Сафонов. - Это действительно очень важно для формирования туристского образа макрорегиона и его привлекательности для отдыхающих". Корпорация развития Северного Кавказа, госкомпания "Курорты Северного Кавказа" и POMA S.A.S подписали трехстороннее соглашение о создании совместного предприятия (СП) "Российские канатные дороги", в стране будет локализовано производство компонентов для них. У всех участников СП будут равные доли в уставном капитале.
Сегодня большая часть оборудования для инфраструктуры горнолыжных курортов закупается за рубежом. В комплексах "Архыз" и "Эльбрус" работают французские канатные дороги, появятся они и в чеченском комплексе "Ведучи". Для искусственного оснежения трасс "Архыза" используют итальянские системы, а для алтайской "Белокурихи-2" приобретается австрийское оборудование. Иностранная техника пользуется таким спросом, потому что достойных отечественных аналогов попросту нет. Всего пара компаний выпускает технику для канатных дорог, а, например, отечественных ратраков днем с огнем не сыщешь.
Чтобы развить такие предприятия в стране, необходимо 15-20 лет, считают в Союзе горнолыжной индустрии России. А сейчас лучший выход - кооперация, и такой опыт на Северном Кавказе есть. На базе кабардино-балкарского завода совместно с итальянцами начали выпускать узлы снегогенераторов и комплектующих к ним. Эта техника стремительно набирает популярность, так как может работать даже при плюсовых температурах. Как отметили в самарской группе компаний, выпускающей горнолыжное оборудование, развитию отечественного производства мешает отсутствие дешевых кредитов. А представители горнолыжных комплексов говорят о необходимости госгарантий и поддержки инфраструктурных проектов. "К числу наиболее перспективных мер мы бы отнесли введение таможенных льгот и сниженных ставок налогов на использование ресурсов и на аренду земельных участков для производственных мощностей, а также субсидирование процентной ставки по кредитам", - отметили в "Курортах Северного Кавказа".
Французская компания уже приступила к работе над проектом СП. "Мы обговорили перечень компонентов, производство которых на территории России можно начать в сжатые сроки. В дальнейшем, когда обеспечим рентабельность локального производства за счет роста числа заказов, этот список расширится", - рассказал директор по технологиям, член Совета директоров POMA S.A.S. Жан-Поль Юар. Специалисты компании побывали на заводах Чечни и Карачаево-Черкесии и оценили их в качестве базовых площадок для производства компонентов канатных дорог в России. Они определили основные преимущества каждой площадки - наличие оборудования, необходимого для сборки, и специалистов инженерно-технического профиля, а также опыта реализации международных проектов. Планируется рассмотреть также площадки в Ставропольском крае и Дагестане.
В POMA S.A.S. отметили достаточно высокий уровень материально-технического оснащения и удовлетворительное состояние производственных цехов. По мнению французской стороны, обязательным элементом локализации должна стать разработка специального типового проекта станции канатной дороги - уникального для России. "Наша задача - проработать эффективную модель распределения производств по регионам, возможно, выбрав одно предприятие в качестве базового завода. При этом важно обеспечить высокое качество выпускаемой продукции", - подчеркнул замгендиректора "Курортов Северного Кавказа" Рустам Тапаев.
Продукцию СП очень ждут на курортах региона. На "Архызе", например, начали осваивать северо-ориентированный склон. До 2019 года там планируется построить три гондольные секции канатной дороги пропускной способностью 2,5 тысячи человек в час, а на втором этапе - кресельную секцию канатной дороги на хребте Аркасара. Чеченский курорт "Ведучи", заработавший в конце января, также предполагается активно развивать - сейчас здесь только одна канатка, а будет восемь.
По мнению первого замминистра по делам Северного Кавказа Одеса Байсултанова, в долгосрочной перспективе на совместном предприятии можно открыть производство транспортных систем для обслуживания горнолыжных комплексов. Эту идею поддержал член совета директоров POMA S.A.S. Фабьен Фелли: "Мы разработали и внедрили в разных странах бизнес-модель, где СП успешно работают с государственными структурами и приносят прибыль, создают рабочие места. Так, в Алжире мы эксплуатируем 12 канатных дорог и строим новые. Созданы рабочие места для 650 человек". Байсултанов добавил, что одна из главных задач минкавказа - снижение объема инвестируемых в развитие округа госсредств за счет привлечения частного капитала. По предварительным оценкам, объем налога на прибыль, который СП выплатит в бюджет с 2018-го по 2028 годы, составит от 212 миллионов до 1,073 миллиарда рублей.
На базе нового предприятия начнет работу специализированный учебный центр подготовки специалистов в сфере строительства, эксплуатации и технического обслуживания канатного оборудования. В этом году начнется найм персонала и формирование учебного плана, а в 2019-м начнется сборка узлов канатных дорог с последующим переходом к локализации производства. Первая презентация проекта СП состоится на предстоящем Российском инвестиционном форуме в Сочи.