Компании начнут штрафовать, если мигрант вовремя не покинет Россию

Граждан и компании, приглашающих в Россию мигрантов, будут штрафовать, если иностранные гости вовремя не вернутся на родину. Правительственный законопроект об этом (поправки в Кодекс об административных правонарушениях) внесен в Госдуму.

Кроме того, штраф будет накладываться, если иностранец при въезде в Россию указал одну цель визита, а на самом деле занимался здесь совсем другими делами.

Размеры штрафов пока гуманные. Физическим лицам придется в этих случаях заплатить 2-4 тысячи рублей, должностным - от 45 тысяч до 50 тысяч рублей, а юридическим - от 400 тысяч до полумиллиона рублей.

Как говорится в пояснительной записке к документу, сейчас иностранцы часто нарушают режим пребывания в России. Например, заявленная цель въезда редко совпадает с фактически осуществляемой. Только в прошлом году полицейские пресекли более 136 тысяч таких правонарушений. Сейчас КоАП предусматривает ответственность граждан за то, что они пригласили мигрантов, но не обеспечили их своевременный выезд назад. А вот должностные и юридические лица такой ответственности не несут. Вот и предлагается восстановить справедливость.

Часто иностранцы приезжают в Россию по делам, оформив туристическую визу, так как получить ее гораздо проще

Как пояснил "Российской газете" президент фонда "Миграция - 21 век" Вячеслав Поставнин, законопроект распространяется на мигрантов из "визовых" стран. Поскольку для иностранцев из "безвизовых" государств, например, стран СНГ, никакие приглашения не требуются. Они могут въезжать в Россию свободно и с любыми целями.

"Очень часто иностранцы действительно приезжают в Россию на несколько дней по делам, оформив туристическую визу, так как получить ее гораздо проще, чем "деловую", - говорит Вячеслав Поставнин. Однако в этом случае и крайне сложно доказать, что, например, сидя в кафе, он встречался с деловым партнером, а не просто с приятелем. Более того, многие россияне тоже, выезжая за границу в командировки, чаще всего оформляют именно туристические визы, так как это самый простой путь.

Другое дело - трудовые мигранты. Например, китайцы, корейцы, вьетнамцы, которые могут указать цель въезда как туристическую, а потом просто раствориться на просторах нашей страны и нелегально трудиться.

"В этом случае пока трудно понять правоприменительную практику этого законопроекта, если он будет принят", - говорит Поставнин. Если гастарбайтеры были приглашены работодателем, скажем, на полгода для выполнения каких-либо работ, значит, после окончания этого срока он должен купить им обратный билет и собственноручно отвезти в аэропорт? Предположим, добропорядочный работодатель так и поступил, но мигранты, попрощавшись с ним в аэропорту и сдав тут же билеты, могут сесть в автобус и поехать назад в город искать новую работу. Почему в этом случае работодатель должен нести ответственность и платить штраф? И где грань, определяющая вину именно приглашающих людей и организаций? Ответов на эти вопросы пока нет.

"Возможно, законопроект направлен на борьбу с "серыми" посредниками, которые оформляют приглашения на въезд иностранцам, но для того, чтобы их победить, надо просто сделать эту процедуру проще и прозрачнее", - считает Вячеслав Поставнин.