Анатолий Дмитриевич, с какими экономическими показателями Калужская область завершила 2017 год?
Анатолий Артамонов: Экономика региона выросла по всем ключевым направлениям. В промышленности индекс производства превысил уровень 2016 года на 12 процентов. По этому показателю область лидирует в Центральном федеральном округе. Калужское автомобилестроение вышло из рецессии и показало рост 21,5 процента. Предприятия фармотрасли прибавили 67,2 процента к уровню 2016 года. В сельском хозяйстве рост производства составил 10 процентов. На 18,7 процента больше в регионе произведено продуктов питания. В 2017 году зафиксировано дальнейшее увеличение экспортной составляющей во внешнеторговом обороте области. Объем экспорта по итогам года превысил показатель 2016 года на 80 процентов, во многом благодаря торговле со странами дальнего зарубежья.
Как сказались санкции на привлечении инвестиций? С какими странами регион сегодня работает наиболее активно?
Анатолий Артамонов: Пока ни один инвестор не ушел из нашей области. Более того - многие увеличили свои вложения. Например, компании "Л`Ореаль", AstraZeneka, "Нестле Пурина ПетКер" и некоторые другие запустили новые производственные линии. Наметились хорошие перспективы по ряду проектов с японскими инвесторами. Между калужской и немецкой компаниями подписано соглашение по организации литейного производства. На 2018 год запланировано открытие предприятий пяти компаний - из Бельгии, Великобритании, Франции, Швейцарии и Венгрии. Главные критерии отбора проектов - экологичность, инновационность и перспектива реализации продукции.
Доля Калужской области в общем объеме российского автопрома составляла 12 процентов. Изменилась ли эта цифра?
Анатолий Артамонов: Она примерно на том же уровне. Сегодня калужский автопром - это 30 промышленных предприятий, которые активно развиваются. В 2017 году произошло несколько ярких событий. В октябре компанией "Фольксваген Груп Рус" в Калуге произведен 200-тысячный двигатель 1.6 MPI, с конвейера сошел 100-тысячный автомобиль Skoda Rapid. Одновременно калужский завод "ПСМА Рус" представил новую модель Mitsubishi Pajero Sport. Предприятие выпустило 100-тысячный внедорожник Mitsubishi. И уровень локализации производства в автопроме постоянно растет.
В регионе динамично развивается фармацевтика. Каковы приоритеты в этом сегменте в 2018 году и на перспективу?
Анатолий Артамонов: За семь лет существования фармкластера мы смогли открыть новые производства, увеличили степень локализации и кооперации. Фармотрасль показывает лучшую динамику не только в регионе, но и в России. По итогам прошлого года рост объема продукции существенно превысил рост российского рынка лекарственных средств. Год назад наш кластер вошел в число 11 российских кластеров-лидеров инновационного развития, стал первым в России и девятым в Европе, получив серебряный сертификат CLUSTER EXCELLENCE (ESCA).
Эта высокая экспертная оценка подтверждает его соответствие ведущим мировым практикам. Наша ближайшая цель - продолжить формирование высокотехнологичного комплекса взаимосвязанных производств для разработки, внедрения и выпуска фармацевтической и медицинской продукции нового поколения в соответствии со стандартами GMP. Хотим добиться, чтобы наша доля на общероссийском фармрынке составляла не менее 10 процентов. К 2020 году мы ставим перед собой задачу стать крупнейшим в России кластером в сфере Life science, который объединит в себе все этапы: от разработки и практического выпуска лекарственных препаратов до применения новых технологий в реальной высокотехнологичной медицине. И войти в тройку российских лидеров по объему производства инновационных лекарственных средств.
Компания AstraZeneka заключила специнвест контракт с Минпромторгом России. Ожидаете ли вы других подобных контрактов?
Анатолий Артамонов: Не просто ожидаем. В конце 2017 года межведомственная комиссия Минпромторга России одобрила для подписания СПИК с компанией "НоваМедика".
Вы одним из первых заговорили о возрождении региональной авиации. Что для этого необходимо? Есть ли планы развития аэропорта Калуга?
Анатолий Артамонов: Возрождение региональной авиации должно быть интересно и выгодно и государству, и регионам, и авиакомпаниям. Этот вид транспорта имеет большое социальное значение. Анализ работы калужского аэропорта, который был открыт после реконструкции в 2015 году, показал большой интерес населения к региональным маршрутам, в особенности, в такие города, как Сочи, Симферополь и Санкт-Петербург. Полеты по этим направлениям будут продолжены в этом году. В аэропорту "Калуга" будет введен в эксплуатацию международный терминал. Первые регулярные международные рейсы состоятся в Турцию. Мы надеемся, что это еще больше повысит инвестиционную привлекательность региона. С каждым годом наша область становится все более комфортной для жизни. Мы хотим, чтобы население увеличивалось прежде всего за счет энергичных высокопрофессиональных людей, готовых работать на будущее своего региона и России.