В преддверии очередного Российского инвестиционного форума в Сочи об успехах и планах региона "РГ" рассказал его руководитель Сергей Морозов.
Сергей Иванович, что Сочинский форум уже дал Ульяновской области, чего вы ждете от него в этом году?
Сергей Морозов: Ульяновская область принимает участие в инвестиционном форуме в Сочи с 2007 года. За это время мы заключили ряд важнейших соглашений: с американской корпорацией "Марс" о строительстве заводов по производству кондитерских изделий и кормов для животных, с японской компанией "Таката" по созданию производства автокомпонентов, с французской компанией "Легран" о строительстве предприятия по выпуску низковольтного коммутационного оборудования. Там же подписали первый в станкостроительной отрасли и единственный в России специнвестконтракт с компанией "ДМГ Мори".
Для нас сочинская площадка - это всегда поле боя в хорошем смысле слова. Мы не приезжаем на форум только ради дискуссионных секций и пленарных заседаний, наша задача - найти и привлечь потенциальных партнеров, которые находятся в поиске подходящих площадок для реализации своих проектов.
В прошлом году моя программа была расписана по минутам. Только в первый день работы я провел переговоры с 15 компаниями из России, Италии, скандинавских стран на предмет возможного размещения производств на территории Ульяновской области. В этом году, скажу вам по секрету, будет не меньше.
Ульяновская область является одним из лидеров по привлечению иностранных инвестиций. Многие инвесторы пришли в регион благодаря налоговым льготам. Оправдала ли себя эта политика?
Сергей Морозов: Инвесторы приходят не только на льготы. Для них важно наличие поддержки, команды профессионалов, которая поддержит и поможет на всех этапах реализации проекта, у нас есть Корпорация развития региона, оказывающая полное сопровождение проектов. Важно наличие готовой инфраструктуры и рынка сбыта. Все это, наряду со льготами, действует в комплексе и несомненно влияет на выбор инвестором площадки.
А льготы, безусловно, позволяют инвестору на начальном, самом сложном, этапе сократить издержки на 30-40 процентов от полной стоимости инвестиционного проекта. Это хорошее подспорье для компаний. Но это выгодно и региону. За период с 2009 по 2016 годы резидентами парка перечислено, без учета налоговых льгот, 11,7 миллиарда рублей налоговых отчислений в бюджет Ульяновской области. Эта сумма многократно больше той, что мы потратили на создание инфраструктуры.
В Ульяновской области завершилось строительство первого в России ветропарка, он подключен к единой энергосистеме. Каковы перспективы региона в ветроэнергетике?
Сергей Морозов: Прошлый год запомнился нам, да и всей стране, началом строительства в Ульяновской области первого в России ветропарка мощностью 35 МВт. Все 14 ветрогенераторов установлены. С января 2018 года ветряная электрическая станция финской компании "Фортум" включена в реестр мощности. Вслед за этим начинает формироваться система по обслуживанию ветропарка, а значит, в Ульяновской области появятся новые высокотехнологичные рабочие места и уникальные компетенции. Кроме того, проект внесет существенный вклад в валовый региональный продукт, поскольку начнется продажа электроэнергии, и инвестор будет направлять в областной бюджет свыше 100 миллионов рублей налоговых платежей ежегодно.
Ульяновская область дала старт развитию новой отрасли в России. И на этом мы не остановимся. Мы понимаем, что за зеленой энергетикой будущее. В ближайшее время ожидается строительство еще ряда объектов. Сейчас мы анализируем полученные в результате ветромониторинга отчеты и подбираем площадки под строительство новых ветропарков, чтобы в ближайшие несколько лет увеличить их суммарную мощность до 600-700 МВт.
Кроме того, уже известно, что Ульяновская область получит первый специальный инвестиционный контракт в сфере производства оборудования для альтернативной энергетики. Датская компания "Вестас" планирует производить лопасти для ветрогенераторов, не имеющие аналогов в России.
Ульяновский авиапром совсем недавно обрадовал страну новостью о выпуске первого в современной истории России топливозаправщика. Расскажите о том, чего еще ждать от ульяновских авиастроителей?
Сергей Морозов: 25 января практически одновременно с демонстрационным полетом ракетоносца Ту-160М в Ульяновске в небо поднялся первый российский топливозаправщик Ил-78М-90А. Как и его прототип Ил-76, "воздушный танкер" ранее производился в Ташкенте. Теперь, мы в этом уверены, он прописался на ульяновском заводе "Авиастар-СП". Как меня заверил экипаж, полет прошел успешно, все системы отработали штатно. Я хочу еще раз искренне поблагодарить главного конструктора и людей, которые создавали проект этого самолета, и тех, кто его строил на Авиастаре.
Если говорить о тяжелом транспортнике Ил-76МД-90А, то стоит отметить, что на заводе собирается шестой самолет. Установочная партия из трех самолетов передана заказчику - Министерству обороны Российской Федерации, они уже эксплуатируются в войсках. На самом заводе сейчас готовится для ввода в строй новая поточная линия. Это позволит значительно сократить циклы сборки агрегатов, стыковки планера. И, в конечном счете, увеличит темпы серийного производства самолета Ил-76МД-90А. В этом году, по словам генерального директора компании "Ил" Алексея Рогозина, перед Авиастаром стоит задача сделать как минимум 3 самолета Ил-76МД-90А.
И не будем забывать, что впереди нас ждет работа по созданию перспективного среднего военно-транспортного самолета, который будет изготавливаться на ульяновском Авиастаре. По предварительным оценкам экспертов, в ближайшее десятилетие в войсках необходимо будет заменить несколько десятков устаревших Ан-12. Головной разработчик в лице компании "Ил" уже приступил к эскизному проектированию Ил-276, а его первый полет ожидается в 2023 году.
Не будем забывать о роли ульяновских авиастроителей в создании нового пассажирского самолета МС-21. Напомню, что на Авиастаре для лайнера изготавливаются почти все панели фюзеляжа, все люки, двери, подкилевой отсек и отсек ВСУ, хвостовое оперение (киль и стабилизатор).
Уже подписано соглашение между "Авиастар-СП" и Корпорацией "Иркут" о строительстве первых пяти серийных самолетов. Отгрузка первых агрегатов - это будут панели фюзеляжа - начнется в первом квартале 2018 года. К 2022 году мы должны выйти на темп совместного производства в 30 самолетокомплектов в год. На производственных площадях "АэроКомпозит-Ульяновск" продолжается работа по изготовлению "черного крыла" для МС-21.