14.02.2018 14:00
    Поделиться

    Петербург в 100 раз снизит арендную плату для креативных бизнесменов

    Культурная столица в 100 раз снизит арендную плату для креативных предпринимателей
    Власти Петербурга создали Фонд креативных пространств с льготной арендной платой для предпринимателей, занимающихся кинопроизводством, продажей картин, гравировкой, резьбой по дереву, пошивом шуб, проведением праздников. Вся эта деятельность теперь официально получит название креативной. И бизнесмены, которые ею занимаются, смогут арендовать городское имущество с коэффициентом 0,01.

    Идея поддерживать креативные пространства витает в Санкт-Петербурге давно. Два года назад Смольный рассматривал возможность сдавать помещения под реконструкцию крупным компаниям на условиях, что впоследствии часть площадей они отдадут арендаторам из креативной индустрии. В арт-кластеры предлагалось превратить "Апраксин двор", здания заводов "Красный гвоздильщик" и "Красное знамя".

    Сейчас векторы немного сместились. В создаваемый Смольным Фонд креативных пространств собираются включить помещения завода "Красный треугольник" - это культовое место для петербургских художников и музыкантов. Они и сейчас арендуют там залы, обустраивают репетиционные базы, проводят выставки, презентации. Однако многие помещения завода непригодны для осуществления какой бы то ни было деятельности, "Красный треугольник" нуждается даже не в капремонте, а в реконструкции. В Смольном полагают, что привлечение креативных арендаторов на льготных условиях позволит вдохнуть жизнь в эту территорию.

    Идея Смольного вызвала широкий общественный резонанс. И дело даже не в спасении "Красного треугольника", а в самом факте того, что город будет предоставлять части арендаторов помещения по ценам, в 100 раз ниже обычных.

    - Если это начинание будет реализовано, оно поможет многим пространствам, галереям, небольшим концертным залам, - уверена арт-директор студии "Театральная просто" Анастасия Гриб. - Сейчас для людей, желающих проводить мастер-классы, концерты, выставки, нет никаких льгот. В таких условиях очень сложно проводить некоммерческие мероприятия, многие арт-пространства выживают с большим трудом.

    Анастасия вместе с коллегами сама проводит выставки, концерты и мастер-классы. Теоретически ее студия сможет претендовать на льготы от Смольного. Но "Театральная просто" - это небольшое арт-пространство, занимающее несколько комнат в доходном доме на Театральной площади.

    Помимо таких проектов существуют и огромные креативные проекты, которые занимают целые заводы (например, "Этажи", разместившиеся на территории хлебозавода), особняки (например, "Голицын Лофт", базирующийся в доме Неклюдова на набережной Фонтанки) или дворы-колодцы (яркий пример пространство "Флигель", расположившееся в глубине улицы Восстания).

    Если начинание будет реализовано, оно поможет многим пространствам, галереям, небольшим концертным залам

    Здесь создатели креативных пространств в первую очередь управляющие. Они делают ремонт, обеспечивают подачу тепла, света и привлекают резидентов, тех самых, что занимаются непосредственно творческой деятельностью.

    Размещение в таких кластерах стоит серьезных денег, арендная плата составляет в среднем 1000 рублей за квадратный метр площади. Это вполне сопоставимо с ценами в нежилых помещениях в центре города.

    Неудивительно, что значительную долю арендаторов таких креативных пространств составляют именно коммерческие фирмы - магазины, кафе, коворкинги.

    В случае если Смольный введет льготную арендную ставку для ряда своих помещений, есть вероятность, что в первую очередь они заинтересуют как раз такие фирмы. Депутат Заксобрания Петербурга Ирина Иванова полагает, что вместо творческой индустрии город получит "торгово-креативные пространства".

    Опасения не напрасны. Ведь при подходе, предлагаемом Смольным, на льготы сможет претендовать ресторан с живой музыкой или магазин, на стенах которого развернулась выставка об истории бренда. Причем изобретать велосипед предпринимателям не нужно. В Петербурге довольно популярен формат, когда магазины позиционируют себя как музеи. Они выставляют стенды об истории своих продуктов, размещают несколько полок с экспонатами, но основные площади приходятся именно на торговлю.

    Не затмят ли псевдокреативные пространства настоящие творческие начинания?

    - К сожалению, когда появляются какие-то послабления для креативной индустрии, всегда находятся люди, желающие на этом заработать. Но в инициативе предоставить льготы я вижу больше пользы, чем вреда, - говорит генеральный директор арт-центра "Пушкинская-10" Мирон Муждаба. - В свое время наш арт-центр смог появиться и выжить только благодаря тому, что мы на льготных условиях получили помещение.

    Эксперт уверен, что маскировка под креативные объекты массовой не станет, он надеется, что горожане и туристы смогут легко отделять коммерческую составляющую от творческой и будут отдавать предпочтения тем локациям, где их не пытаются обмануть.

    справка

    Сейчас в Петербурге насчитывается дюжина крупных креативных пространств. Они расположены в бывших производственных зданиях (например, лофт-проект "Этажи" базируется на территории бывшего хлебозавода, пространство "Ткачи" занимает помещения ткацкой фабрики имени Анисимова).

    Ряд объектов расположены во дворах-колодцах, как, например, пространство "Флигель", спрятавшееся в середине улицы Восстания или в старинных особняках, как "Голицын Лофт", занимающий особняк на Фонтанке.

    Помимо крупных центров есть еще мини-пространства с одним-двумя залами, они базируются в коммунальных квартирах, в подвалах, бывших дворницких. Там тоже проводятся выставки, концерты, фестивали.

    Поделиться