14.02.2018 15:07
    Поделиться

    "Пиковую даму" Игоря Масленникова показали на Пушкинском фестивале

    В эти дни в Пскове проходит 25-й Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль. Зрители смотрят постановки по русской классике. И, конечно, многие посвящены Пушкину: "Пушкин и деньги" от московского Театр.doc, "Метель" и "Онегин - Жест" Псковского театра драмы, моноспектакль "Пушкин+"Евгений Онегин" актрисы Электротеатра Станиславский Елены Морозовой, "Онегин. Избранные страницы" в исполнении актера Омского театра драмы Ивана Маленьких, "Ужин с Пушкиным" от актеров новосибирского театра "Красный Факел"…

    А в кинотеатре "Победа" состоялся показ художественного фильма "Пиковая дама", снятого по повести Пушкина на "Ленфильме" 35 лет назад, в 1982 году. Его автор - известный режиссер Игорь Масленников, создатель "Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Зимней вишни".

    Таинственная история о трех картах. "Моя "Пиковая дама" в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза", - писал Пушкин в 1834 году.

    Накануне псковского показа режиссер сказал корреспонденту "РГ":

    - Кто видел фильм, которым я горжусь больше всего и считаю своим лучшим - "Пиковая дама"? Текст от автора читает Алла Демидова. Одиннадцать сцен, которые написаны в виде диалогов, сыграли замечательные актеры. Старая графиня - выдающаяся театральная актриса, народная артистка СССР, лауреат трех Сталинских премий Елена Гоголева, десятилетиями не снимавшаяся в кино. Виктор Проскурин - подлинный Германн, петербургский немчик, каких Пушкин терпеть не мог. Виталий Соломин в роли Томского, Иннокентий Смоктуновский - Чекалинский.

    В фильме звучит музыка из произведений Дмитрия Бортнянского. Главный оператор - Юрий Векслер. Художник Исаак Каплан придумал оригинальную декорацию - сквозную, комбинированную, ее построили в Первом павильоне "Ленфильма" и сняли там практически всю картину. А еще снимали заснеженные улицы Петербурга, Михайловский замок, Летний сад, Никольский собор…

    Игорь Масленников обратился к псковичам через экран, был организован телемост:

    - Я вам завидую: вы увидите фильм, который не просто экранизирует повесть Пушкина, а дословно ее рассказывает. Услышите подлинный пушкинский текст, от начала до конца, вплоть до эпиграфов на французском языке. Слушать Пушкина да еще в исполнении талантливых артистов - большое удовольствие всегда, даже если вы читали эту повесть. А если не читали, получите еще большее удовольствие.

    Для меня работа над этим фильмом была довольно неожиданной и одновременно ответственной. Я вдруг обнаружил, что наш народ практически не знает пушкинскую "Пиковую даму". Была гениальная опера Чайковского "Пиковая дама". Но между этими произведениями мало общего. Оперная  постановка - это мистический спектакль, действие происходит в ХVIII веке. А у Пушкина  - уже в начале ХIХ века, прозаическая история петербургского немчика, военного инженера по фамилии Германн, он даже имени ему не дал.

    Все время говорят: мистическая пушкинская "Пиковая дама". Да никогда он не был мистиком. В отличие от других поэтов того времени. Обратитесь к тексту Пушкина. Герман был пьян, и во сне ему привиделась графиня. Пушкин и мистика - вещи суть не совместимые. Он реальный человек, гений. Мы до сих пор говорим его языком.

    Пушкин проводил лето в Болдине, там и прочитал на французском мистический роман шведского ученого, философа, писателя Сведенборга, в котором рассказывалось, как швед встретился с потусторонними силами. И что же сделал Александр Сергеевич? Как человек иронический, скучающий от безделья в деревне, написал пародию на роман! Под названием "Пиковая дама". Надо относиться к этому с юмором.

    Я общался с выдающимся ученым, замечательным пушкинистом Борисом Викторовичем Томашевским. Он и объяснил мне, что Пушкин не мистик, что сделал из "Пиковой дамы" пародию. С нее началась целая вереница петербургских повестей Гоголя, Достоевского, Гаршина…

    "Пиковую даму" хотел снять Михаил Козаков, а до него - Михаил Ромм, братья Васильевы, Сергей Эйзенштейн. Но все посчитали, что это мистическая история, не стали связываться. И когда Козаков отказался, я, в то время худрук Творческого объединения телевизионных фильмов студии "Ленфильм", сам решил взяться, никогда не боялся мистики. У меня филологическое образование, и мне было смешно слышать про Пушкина - мистика.

    - Игорь Федорович, почему фильм не показывали несколько лет? Ему не повезло и с прокатом в 1982 году?

    - Фильм снимался как телевизионное кино. На протяжении нескольких лет Центральное телевидение показывало его в день рождения Пушкина 6 июня. На картину хорошо отреагировала наша интеллигенция. Булат Окуджава написал в то время в "Литературной газете": "Это беспретенциозное прочтение Пушкина мне дороже, приятнее иных режиссерских ухищрений".

    К слову

    Фильм "Пиковая дама" в Пскове показал "Ленфильм-клуб". Такие киноклубы появились в Петербурге, Калининграде, Пскове. Основные задачи "Ленфильм-клуба" - объединить зрителей и профессионалов кино, дать им возможность регулярно встречаться и общаться на одной площадке.

    Копию "Пиковой дамы" предоставил Госфильмофонд.

    Тем временем

    Как идет работа над "Зимней вишней- 4"? Почему вы решились на продолжение?

    Игорь Масленников: Те три фильма мы сняли по сценариям Владимира Валуцкого, моего друга, ныне покойного. Они рассказывали истории из трех времен. Первый фильм вышел в 1985 году, это был еще Советский Союз. Второй - 1990 год, распад страны во время правления Горбачева. "Зимняя вшня-3" - 1995 год, уже полный развал экономики в нашей стране, народ стал уезжать за границу… Сейчас мы живем в новом времени, не похожем на те времена, когда выходили картины. У наших героев были дети. Прошло 30 лет, они выросли, уже взрослые люди. Что происходит с ними и с нашей страной - вот это мы и хотим рассказать. История называется "30 лет спустя, или "Зимняя вишня-4". Снимать будут мои ученики, талантливые ребята Николай Котяш и Евгений Черепанов. Мой сценарий, я буду худруком. Параллельно с этим превращаю сценарий в киноповесть.

    Поделиться