В преддверии форума председатель Законодательного собрания Краснодарского края Юрий Бурлачко ответил на вопросы "РГ".
Юрий Александрович, на Кубани большой интерес к форуму проявляют не только бизнесмены и чиновники, но и просто граждане. Как вы думаете, почему?
Юрий Бурлачко: Мы, кубанцы, люди прагматичные. Многие прекрасно понимают, что новые производства - это налоги в бюджет края, то есть перспектива повышать благополучие каждого. Кроме того, это создание новых рабочих мест. Население у нас постоянно растет, а рынок труда меняется не так быстро. И это проблема для многих семей, в особенности молодых. Поэтому и ждут форума с интересом.
Насколько значителен вклад форума в экономику края?
Юрий Бурлачко: На прошлогоднем форуме делегация Краснодарского края заключила более 200 соглашений и протоколов о намерениях в сфере инвестиций, общая стоимость инвестиционного портфеля достигла 140 миллиардов рублей. Это позволяет реализовать проекты по созданию новых и расширению существующих производств, привлечет в край новейшие технологии. По нашим расчетам, это создаст 8800 новых рабочих мест и обеспечит рост налогооблагаемой базы. Подписанные в прошлые годы соглашения об инвестпроектах уже работают на укрепление экономики края и благосостояние его жителей. Продолжается модернизация Афипского и Ильского НПЗ, группа компаний "ОТЭКО" ведет строительство портово-индустриального парка на Тамани, во многих районах края появились новые тепличные комплексы или животноводческие фермы. Примеров много.
Но форум - это еще и площадка, на которой власть, крупный бизнес и экспертное сообщество обсуждают стоящие перед страной проблемы и ищут их решение. А еще это важное пиар-мероприятие. На нем мы рассказываем о крае потенциальным инвесторам из регионов России и зарубежья. О возможностях ведения бизнеса здесь узнают не только гости форума, но и та часть предпринимателей, которая следит за событиями через СМИ. Это хороший способ повысить инвестиционную привлекательность края. Впрочем, широко представлена на форуме не только Кубань. Сочинский форум давно уже стал точкой притяжения бизнес-сообщества всей России.
Разве такой интересный для ведения бизнеса регион, как Кубань, нуждается в рекламе?
Юрий Бурлачко: Рекламы много не бывает. Денег на развитие, инвестиций тоже. И если мы, говоря по-простому, не будем о себе заявлять, кто-то другой скромничать не станет и получит эти средства. Мы должны постоянно предлагать потенциальным инвесторам новые, заманчивые для них варианты вложений, формировать условия для того, чтобы инвестиции в край росли. В течение последних лет Кубань стабильно удерживает первенство по привлечению инвестиций в Южном федеральном округе и входит в число лидеров среди российских регионов. Правда, раньше быть на первых позициях помогала реализация федеральных мегапроектов. Шли инвестиции в олимпийские стройки, создание инфраструктуры "Южного потока" и т.п. Сейчас упор делается на проекты среднего уровня. Они привлекательны для нас тем, что позволяют более равномерно распределять новые производства среди муниципалитетов, учитывая специфику территории.
Частный инвестор менее предсказуем, чем крупные госкорпорации. Случалось ли, что заключенные на форуме договоры расторгались или не выполнялись?
Юрий Бурлачко: Таких случаев очень мало. Все предлагаемые инвесторам проекты проходят сито проверок как на уровне муниципалитета, так и краевых отраслевых министерств. Бывает, в качестве экспертов дают заключения и федеральные структуры. Но на подписании соглашений работа не заканчивается - профильные министерства разрабатывают "дорожную карту" по каждому проекту. В ней прописываются основные этапы реализации - от предоставления земельного участка до ввода в эксплуатацию объекта. Так что инвесторы на форуме получают уникальные предложения. И если случаются срывы соглашений, то это происходит лишь тогда, когда инвестор не рассчитал свои силы.
Что сегодня необходимо предпринимать, чтобы в край пришли состоятельные инвесторы?
Юрий Бурлачко: Один предприниматель как-то мне сказал: нужны две вещи - стабильность и понимание со стороны властей. Дайте их, а все остальное я сам сделаю. Макроэкономическая стабильность в стране обеспечена. Задача органов власти края - создавать для инвесторов максимально комфортные условия работы, не забывая при этом интересов региона. Сейчас, чтобы инвестор пришел к нам, недостаточно просто предложить ему бизнес-идею и участок. Нужно создать инфраструктуру, особые условия, в том числе и налоговые. С этой целью профильные комитеты ЗСК во взаимодействии со своими коллегами из краевой администрации постоянно анализируют экономическую ситуацию, изучают рыночную конъюнктуру и по мере необходимости разрабатывают изменения в действующее инвестиционное законодательство. Сегодня условия для ведения бизнеса на Кубани являются одними из лучших в России. По результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, представленного на XXI Петербургском международном экономическом форуме в 2017 году, Краснодарский край занял седьмое место среди 85 регионов. Это результат тщательной работы с инвесторами и тех мер поддержки, что мы им предлагаем. Их достаточно много, скажу лишь, что краевое законодательство предусматривает льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль для одобренных и стратегических инвестиционных проектов.
Но это же прямые потери, недополученные бюджетом деньги?
Юрий Бурлачко: Как говорится, чтобы что-то получить, надо сначала что-то вложить. И если первое больше второго, то ты успешный бизнесмен или администратор, если нет - занимайся домашним цветоводством. Экономисты подсчитали, что на каждый "потерянный" таким образом в виде налоговых льгот рубль мы через какое-то время имеем полтора рубля поступлений в бюджеты всех уровней. А также новые рабочие места для кубанцев. К вопросам поддержки бизнеса мы подходим ответственно. Это механизм, при помощи которого власти края планируют развитие приоритетных для Кубани направлений.
Какие точки роста являются сейчас для властей края приоритетными?
Юрий Бурлачко: Мы привыкли, что край воспринимают в первую очередь как всероссийскую житницу и здравницу. Это распространенный стереотип, но у него есть основания. Около 40 процентов инвестиций на Кубань идут именно в эту отрасль, сейчас в ней реализуется 135 крупных проектов на общую сумму до 110 миллиардов рублей. Но Кубань - это многогранные возможности. Наша экономика диверсифицирована, и это не раз выручало в периоды кризисов. Пробуксовывала одна отрасль - положение исправляли другие. Кроме высокоразвитого АПК у нас известные в России курорты, добывающая и обрабатывающая промышленность. Хочу привести в пример Абинский район - типичный муниципалитет с многоотраслевой экономикой. Кроме предприятий АПК там есть и туристический кластер, и мощная промышленность в лице Абинского электрометаллургического завода. Мы будем работать над тем, чтобы такая многоотраслевая экономическая модель формировалась во всех муниципалитетах края. Сейчас кубанская промышленность показывает неплохие результаты. Но губернатор поставил перед командой задачу удвоения объемов промышленного производства.
Это очень высокая планка. Что власти края будут делать, чтобы выйти на такие показатели?
Юрий Бурлачко: Если не ставить перед собой амбициозные задачи, то высоких результатов и не добьешься. Органы исполнительной власти осуществляют стратегическое планирование, на основе которого ведется поддержка действующих предприятий и обеспечение условий для создания инвесторами новых. Законодательное собрание края, со своей стороны, занимается разработкой соответствующей нормативно-правовой базы. В крае ведется большая работа по созданию сети промышленных парков. В стадии реализации проект по созданию парка на территории Восточной промзоны краевого центра. Уже начали работу отдельные очереди промышленного парка, созданного компанией "Тандер" под Краснодаром. Еще ряд муниципальных образований планируют создание промпарков на своей территории.
В конце прошлого года депутаты внесли изменения в госпрограмму "Развитие промышленности Краснодарского края и повышение ее конкурентоспособности", которые предусматривают создание регионального фонда развития промышленности по аналогии с федеральным фондом. Это новый институт развития, задача которого - предоставление льготных займов промышленным предприятиям края. Планируется, что он заработает уже в начале этого года. Для его запуска предусмотрено 500 миллионов рублей. Чтобы развивать кубанскую промышленность, депутаты также вносят предложения по совершенствованию федеральных законов. На недавнем заседании Совета законодателей Краснодарского края был рассмотрен вопрос о необходимости уточнения полномочий органов государственной власти субъектов в части промышленной политики. Соответствующее письмо мы направили в профильный комитет Государственной Думы.
Какие отрасли в крае, помимо промышленности, предполагается еще развивать?
Юрий Бурлачко: У Кубани очень выгодное геополитическое положение. Здесь реализуются крупные промышленно-транспортные проекты федерального масштаба. На Тамани в районе поселка Волна строится глубоководный грузовой порт, а также индустриальный парк, в котором разместятся несколько крупных перерабатывающих заводов. Рядом Крымский мост, до его ввода в эксплуатацию осталось совсем немного. Оба проекта - это заметный вклад в бюджеты всех уровней даже сейчас, на фазе строительства. Потом вступит в действие и мультипликативный эффект. Ведь создание крупных транспортных артерий всегда тянет за собой развитие сопутствующей инфраструктуры. Это придорожная торговля, общепит, гостиничное дело, автосервис, производство сельхозпродукции и многое другое. Именно таким инфраструктурным проектам будем уделять особое внимание в инвестиционной политике.
Но рассказ о Кубани будет неполным, если не коснуться темы сельского хозяйства.
Юрий Бурлачко: Сельское хозяйство - это не только отрасль экономики, это и образ жизни более чем для половины населения края. Успехи у кубанского АПК значительные. В прошлом году собран рекордный урожай зерновых и зернобобовых. Урожаи риса приближаются к миллиону тонн. По производству сахара наши заводы превзошли уровень в 1,5 миллиона тонн. АПК Кубани надежно обеспечивает продовольственную безопасность страны. Каждый год цифры меняются, но в среднем край дает России каждую десятую тонну зерна, примерно пятую часть подсолнечника, около 3/4 собираемого в стране риса и треть сахарной свеклы. Это то, чем мы привыкли гордиться. Но есть и проблемы. Основные успехи достигнуты в растениеводстве, но о животноводстве этого сказать, к сожалению, нельзя. Кубань производит намного меньше мяса, чем могла бы давать на общероссийский рынок.
В чем, на ваш взгляд, причины отставания?
Юрий Бурлачко: Чтобы правильно понять ситуацию, надо говорить и о динамике процесса. Если в 1990 году в крае производилось 826 тысяч тонн мяса в живом весе, то к 1999 году эти объемы снизились почти в три раза, до 286 тысяч тонн. Сейчас ежегодное производство составляет около полумиллиона тонн, но этого недостаточно. У нас более 5,5 миллиона населения, каждый год летом к нам приезжают 15-16 миллионов отдыхающих. И каждый хочет съесть шашлык из свежего кубанского мяса, а не импортного, пролежавшего полгода в рефрижераторе. Объективности ради добавлю, что позитивные тренды в животноводстве есть. Все эти годы шло обновление стада за счет более продуктивных пород. Цифры показывают это наглядно: с 1986 года по 2017-й количество коров в крае снизилось в три раза. А производство молока - всего на 30-35 процентов, поскольку удои на одну голову за этот период выросли более чем вдвое.
Может, для нашего региона в силу природных условий животноводство все же вторично?
Юрий Бурлачко: Нет, традиционно животноводство у нас всегда было очень развито. Недавно мне попала в руки книга известного кубанского историка и публициста Даниила Ермолаевича Скобцова. По его данным, до революции на 100 жителей Кубани приходилось 53 головы крупного рогатого скота, 20 свиней, 75 овец. То есть на каждых двух кубанцев приходилась одна голова КРС и три овцы, а одна свинья - на пятерых. За прошедшее с тех пор столетие численность населения заметно приросла. Сегодня, при более чем пятимиллионном населении, мы имеем одну голову КРС на десятерых, одну свинью на 13 человек и одну овцу - на 20. Хотелось бы вернуться к показателям 1913 года.
Встает традиционный вопрос - что для этого нужно делать?
Юрий Бурлачко: Однозначного рецепта нет и быть не может. Проблема комплексная, и ее решение такое же. Первоочередная задача, которая стоит перед органами исполнительной и законодательной власти края, - обеспечить интенсивное развитие отрасли, создать механизмы увеличения производства животноводческой продукции. Сейчас депутаты профильного комитета разрабатывают проект закона, регламентирующего развитие животноводства и производства животноводческой продукции в крае. Насколько мне известно, аналогичного "отраслевого" закона в других регионах нет. Детально о его содержании говорить не буду, проект пока в стадии подготовки и на первое чтение будет вынесен не раньше апреля. Скажу лишь, что в рабочую группу для его создания были привлечены лучшие эксперты: ученые ведущих вузов, практики с многолетним опытом. Мы надеемся, что закон обеспечит гибкую систему господдержки отрасли и тем самым заложит основу для повышения производства мяса и молока во всех видах хозяйств, от малых предпринимателей до крупных агрохолдингов.
Какие еще направления в АПК приоритетны для власти края?
Юрий Бурлачко: Садоводство - это направление, по которому еще предстоит очень много работать, чтобы добиться полного импортозамещения. Вступивший в действие режим ответных мер на санкции Запада снизил объемы импорта, и наш производитель получил уникальный шанс. Сейчас промышленное садоводство показывает высокую рентабельность, и не удивительно, что сюда пошли инвестиции. В 2017 году посажено 1849 гектаров новых садов, планы на текущий год - около 1600 гектаров. И что важно, благодаря мерам господдержки большая часть новых садов закладывается по интенсивной технологии с применением капельного орошения, высокопродуктивными сортами, сертифицированными саженцами. Их обустройство стоит довольно дорого, зато и отдача высока. Только за последние пять лет валовое производство плодово-ягодной продукции во всех формах хозяйствования увеличилось в полтора раза, с 312 тысяч тонн в 2012 году до 455 тысяч тонн в 2017-м. Средняя урожайность превысила 130 центнеров с гектара, для сравнения - в советский период она колебалась на уровне 60-70 центнеров.
Когда говорят о садоводстве, обычно упоминают тему виноградарства. Как дела с ним?
Юрий Бурлачко: На Кубани уникальные возможности для выращивания винограда. И вдобавок на него огромный спрос. Со стороны переработчиков - на технические сорта для соков и вина, со стороны жителей края и отдыхающих - на столовые. Мы все ходим на рынок и знаем, что цены на хороший виноград, в особенности на ранние, июльские сорта, не маленькие. Кубань дает около половины общероссийского урожая винограда, но наши возможности намного больше. Поэтому сейчас действует система господдержки, ориентированная на рост производства винограда во всех формах хозяйствования. За счет бюджета субсидируем затраты на закладку виноградников, уход за ними, установку шпалер, капельного орошения и т.д. В 2017 году на эти цели было направлено 360 миллионов рублей. Это помогло за год заложить новые виноградники на площади 1600 гектаров. Прирост настолько весом, что уже ощущается дефицит посадочного материала. Поэтому в Темрюкском районе на базе агрофирмы "Южная" в прошлом году открыт крупнейший в России питомник виноградных саженцев. Новейшие технологии позволят производить там саженцы, не уступающие по качеству импортным.
Не будет ли кубанское виноградарство и виноделие конкурировать с крымским после возвращения полуострова в состав России?
Юрий Бурлачко: Неудовлетворенный спрос на виноград и хорошее вино в нашей стране настолько высок, что конкуренции с крымчанами можно не опасаться. А вот действительно опасные соперники - это дешевые иностранные вина и отечественный производитель контрафакта. И те, и другие предлагают дешевый продукт, но качества, которое может только компрометировать отрасль. А мы стремимся качественно расширить отрасли нашего АПК, поскольку стол на четырех ножках устойчивее, чем на одной. Если у нас будет целый набор успешных отраслей, любой, даже самый резкий, перепад конъюнктуры не сможет нанести существенного вреда в целом. У виноградарства и виноделия есть и социальное измерение. В некоторых муниципальных образованиях эта отрасль формирует бюджет. Там уровень благосостояния и жизненные перспективы тысяч людей связаны именно с виноградной лозой. Мы наглядно это увидели во время недавнего совещания в Абрау-Дюрсо. На нем обсуждались перспективы развития виноградарско-винодельческой отрасли и винного туризма в Краснодарском крае, их влияние на социально-экономическое положение жителей региона. На предприятии "Абрау-Дюрсо" помимо виноделия налажен и винный туризм. Сюда привозят отдыхающих на дегустацию напитков, тут они знакомятся с историей предприятия и этого красивого уголка кубанской земли. Квалифицированные виноделы и сомелье открывают им тонкости культуры потребления вина, учат ощущать все многообразие вкусов. Любой вид туризма - и винный не исключение - обладает все тем же мультипликативным эффектом. Вокруг одного раскрученного объекта вырастает целая обслуживающая инфраструктура: транспорт, гостиницы, общепит, спортивно-рекреационная зона. Это рабочие места и дополнительные доходы жителей. К опыту "Абрау-Дюрсо" внимательно присматриваются другие муниципалитеты, и в ближайшее время винные туры появятся и в других точках края.