Треть респондентов посчитала, что ничего не изменилось, а 12 процентов заметили в 2017-м определенные улучшения. Более того, 33,5 процента видят перспективы для развития компании. В то же время почти 93 процента признались, что в чем-то вести свое дело стало сложнее.
- Скорее, предприниматели приспособились к тяжелым экономическим и регуляторным условиям, хотя некоторые говорят, что им реально стало лучше из-за рыночной конъюнктуры, - комментирует результаты опроса бизнес-омбудсмен Елена Артюх.
Что касается жалоб и обращений, то их в аппарат уполномоченного за прошлый год поступило около тысячи. Чаще всего жаловались на налоговое администрирование и нарушения при госзакупках, в первую очередь на долги по исполненным контрактам и одностороннее их расторжение из-за того, что исполнен не весь объем работ. На втором месте проверки правоохранительных органов и прокуратуры, неисполнение судебных решений приставами. На третьем - государственный и муниципальный контроль, хотя таких жалоб стало вдвое меньше, что можно считать результатом реформы контрольно-надзорной деятельности.
Какие системные проблемы видят представители бизнеса? Ввод онлайн-касс, избыточное финансовое обременение ИП, которые фактически не ведут деятельность. Риски быть обвиненным в недолжной осмотрительности при выборе контрагентов. Необоснованные отказы в приеме электронных налоговых деклараций и чрезмерные издержки сельской торговли. В частности, в Свердловской области утвердили список деревень, где из-за отсутствия Интернета можно работать без онлайн-касс, но для ЕГАИС это до сих пор не сделано, хотя такое право регионам предоставлено еще в июле 2017 года и другие субъекты УрФО им воспользовались. В итоге 122 магазина закрылись, три четверти из них - из-за отсутствия Интернета, четверть - потому что нет денег на оборудование для ЕГАИС.
- Принимая законы и подзаконные акты, нужно стразу "встраивать" в них меры господдержки. Чтобы добропорядочный бизнес понимал: если он выполнит все дополнительные требования, государство компенсирует траты. Налоговыми вычетами, льготными ставками по кредитам, субсидиями, допуском к рынкам, - считает Елена Артюх.
Чего же хочет уральский малый бизнес от властей? Как ни странно, ничего. "Пусть не мешают, не меняют законодательство, чтобы мы привыкли", - говорят респонденты чаще всего. Далее следуют пожелания по снижению издержек, проверок, налогов, кадастровой стоимости, тарифов ЖКХ. И только на третьем месте господдержка в виде кредитов и субсидий.