Понятно, что основная статья российского сельхозэкспорта - это зерно, которое в структуре экспорта продовольствия занимает почти 37 процентов. А в импорте большую часть - около трети - занимают поставки фруктов, молочной и алкогольной продукции.
"Потенциал для возвращения статуса нетто-экспортера в ближайшем будущем действительно есть. Теоретически это возможно при условии, если экспорт продовольствия превысит 30 миллиардов долларов, - пояснил "Российской газете" исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков. - Но говорить о том, что этого удастся достичь уже в текущем году, несколько преждевременно".
Главная проблема, по мнению эксперта, заключается в дешевизне российского экспорта. "Мы поставляем за рубеж более 64 миллионов тонн продовольственной продукции - это огромный показатель, но львиная доля поставок приходится на сырье, - отмечает аналитик. - Чтобы достичь необходимого баланса и увеличить объем экспорта в денежном выражении, нужно экспортировать продукты глубокой степени переработки зерновых, масличных и овощей, которые будут конкурентоспособными на внешних рынках". Тем более что необходимые технологии для этого в стране есть и их только нужно грамотно применять.
В свою очередь глава аналитического центра компании "СовЭкон" Андрей Сизов считает, что завоевание статуса нетто-экспортера вообще не должно быть самоцелью для страны. "Другие государства такой задачи перед собой и не ставят, - отметил он в беседе с "Российской газетой". - Например, Евросоюз и США импортируют сельхозпродукции на 130-140 миллиардов долларов ежегодно, но примерно столько же и вывозят. И их власти особо не переживают по этому поводу".
К тому же можно и нужно наращивать поставки продукции с высокой долей добавочной стоимости. Например, клейковины, которая широко используется в мировой хлебопекарной промышленности. Как отмечают аналитики агентства BusinesStat, ее экспорт в 2013-2017 годах из России активно увеличивался. В частности, за этот период поставки продукции за границу выросли почти с 9,5 тысячи до 28 тысяч тонн. А через несколько лет могут достигнуть почти 50 тысяч тонн.