Берлинский кинофестиваль отказался носить траур

Открывшийся в четверг 68-й Берлинале был уже совсем близок к тому, чтобы, ответив на требования разбушевавшихся женщин, надеть траур в знак солидарности с жертвами слишком назойливого мужского внимания.

С таким требованием выступили здесь активистки движения "И я тоже!" Название говорит само за себя: мы все в последнее время наблюдаем, как все новые представительницы прекрасного пола наперебой спешат сообщить публике, что их тоже когда-то домогались эти ненасытные самцы от кино- и театральной индустрии. Мол, и я тоже когда-то была неотразима, и меня тоже пытались завоевать мужчины!

Движение возмущенных жертв набирает обороты, вот уже и открывшийся сегодня Берлинский кинофестиваль намерен развить тему в своих фильмах и событиях. "И я тоже!" - вопиет теперь и Германия, с гордостью сообщая миру, что и у нее есть свои жертвы насилия. И глава немецкого театрального фестиваля Дитер Ведель уже вынужден уйти в отставку под напором обиженных и оскорбленных актрис, которым он когда-то имел неосторожность высказать свою приязнь. А министр культуры Германии Моника Грюттерс объявила сегодня, что министерство выделило сто тысяч евро на постоянно действующий консультационный центр для сексуально униженных жертв из сфер искусства и масс-медиа - в марте он приступит к работе.

В общем, жертвы гуляют на полную катушку, и в преддверии Берлинале немецкая актриса Клаудиа Эйзингер выступила с конструктивным требованием: если американские актрисы в знак протеста против мужской агрессии единодушно надели черные платья, то пусть весь немецкий кинофестиваль нарядится в черное - например, сменит традиционный красный ковер на черный. Под своим воззванием Клаудиа Эйзингер собрала более 23 тысяч подписей сторонниц, но не преуспела: дирекция Берлинале справедливо сочла, что это уж слишком, и расстелила все тот же красный ковер, на котором особенно траурно смотрится дефиле бесчисленных жертв в черных прикидах.

Как часто бывает, вся эта борьба за гендерное равенство набирает обороты столь стремительно, что уже напоминает массовое безумие. У него есть и последствия, которые приводят к резким переменам в тематике и уровне самого кинопроизводства. Несколько лет назад Каннский фестиваль сотрясали бунты феминисток, возмущенных тем, что режиссеров-женщин на конкурсе значительно меньше, чем мужчин.

Сегодня вся киноиндустрия мира отмечает быструю смену вех, приводящую к новым перекосам: из десяти режиссерских дебютов две трети - женские. Хотя, если судить непредвзято, зрителю неважно, какого пола человек сидит в режиссерском кресле - важно, чтобы кино было хорошее. А именно с этим в мире большие проблемы.

Есть ли прямая связь между общественным безумием и деградацией искусства - покажет ближайшее будущее.