15.02.2018 00:06
    Поделиться

    Дочь пропавшего в 1941 году фронтовика искала отца всю жизнь

    Есть те, кого еще не нашли
    Вот и Сретение. В этот день Матерь Божия принесла в храм Младенца, и встретил их там старец Симеон, всю жизнь тихо ждавший пришествия Христа.

    Так произошла первая встреча Бога и человека. И древнее слово "сретение" вбирает в себя не только эту главную Встречу, но и все промыслительные встречи, которые происходят в жизни каждого из нас. Сретение противостоит и временным разлукам, и тем, которые нам кажутся вечными.

    Вот почему сегодняшний "Календарь поэзии" мне хочется посвятить светлой памяти человека, который отдал жизнь поиску потерявшихся людей. Я говорю о Сергее Кушнерёве - создателе телевизионной программы "Жди меня". Он умер в феврале прошлого года, ему было всего 54 года.

    В одном из последних писем Сергея (измученного несправедливостью и обстоятельствами, в которых он оказался) есть такие слова: "Не теряю надежду".

    А скольким родителям и детям, разлученных обстоятельствами, он подарил надежду! Сколько людей, благодаря Сергею и его команде, нашли друг друга (на сегодняшний день найденных 208 371 человек)!

    Немногие из журналистов, причастных к телевидению, способны преодолеть искушение публичностью, минутной славой. Сергей был всегда в тени, направляя к добру и милосердию глаз телекамеры.

    Вот и сегодня он был бы против того, чтобы на этой странице была его фотография. Сергей достал бы из конвертов снимки пропавших людей и предложил бы опубликовать их.

    Для Кушнерёва не было пропавших без вести. Были те, кого еще не успели найти.

    А составили сегодняшний выпуск "Календаря..." одно письмо и два стихотворения. Письмо личное, но по сути оно адресовано каждому из нас.

    Жду отца вот уже 77-й год

    Дорогой друг, Дмитрий Шеваров!

    Прошу извинения, что отнимаю у Вас время.

    Вот уже 77-й год пошел, как я жду отца.

    В 1941 году пропал без вести наш отец Александр Алексеевич Суворов 1912 года рождения из деревни Плетино.

    Когда принесли извещение, мне было семь лет, а брату Вениамину - четыре. Мама, слабая здоровьем, еще более заболела.

    Мы долго отца искали, особенно Вениамин, не раз ходил в горвоенкомат, но сколько ни запрашивали, одно отвечали: пропал без вести. А в апреле прошлого года мой брат умер, не дожив два месяца до 80 лет, а мне уже 83 года.

    ...Летом 1941-го, не отдохнув отпуск, отец снова был востребован в военкомат. Все было до того секретно, а мама малограмотная, не знала даже, в каком он звании был - три треугольника в петлице.

    Когда война кончилась, нас пригласили в горвоенкомат и дали пакет гостинцев: пряники, булка, леденцы. Мы были рады, но заметили: у других детей пакеты большие, а у нас поменьше. Тетя сказала нам с братом: "Ваш отец - младший командный состав, а у тех - старший..."

    Я, как сейчас, помню этот разговор. Я была серьезная, так как росла среди взрослых людей: бабушка, дед, мамина сестра-инвалидка, родившаяся с парализованными ногами, - она целые дни шила на ручной швейной машинке белые халаты и рукавицы - для фронта.

    Так и росли мы в бараке - сироты. Теперь я опять сирота - все умерли, я одна осталась из рода.

    Искать отца стало некому. Я стара. Мои ноги не ходят. У Куприна прочитала: "Ты смешон с седыми волосами... Что на это я могу сказать? Что любовь и смерть владеют нами? Что велений их не избежать?.."

    Одна радость - книги. Собирала Пушкиниану, его жизнь. Еще в школе мы с братом любили искать ответы на литературные викторины, носили ответы в почтовые вагоны поезда - раньше наш древний город был узловой, а теперь стал поселением. Исчезли все предприятия. Люди ездят на работу в другие города.

    Смотрю на молодых людей - как они все-таки мало знают. Сытые, одетые, ко многому безразличные, болтаются, а ведь жизнь - мгновение. Задаю вопросы, а они в ответ: "Бабуля, отстань, кому нужны твои знания?"

    В чем-то эти недоросли и правы...

    Дорогой добрый друг Дмитрий, жизнь так коротка. Не тратьте время свое на поиски, теперь уже отца не найти. За 80 лет вся земля не раз истоптана и перерыта.

    Мне осталось от отца его фото, присланное им маме в 1936 году, да копия извещения от Нерехтского районного военного комиссариата - посылаю вам в письме и всё.

    От души желаю удач и успехов в жизни, а главное, берегите здоровье. Оно у чутких людей тоньше.

    Татьяна Александровна Суворова, г. Нерехта, Костромская область

    Вместо послесловия

    Ищите без вести

    пропавших,

    Ищите древних, молодых,

    Полотна дивные создавших,

    В боях Россию

    отстоявших -

    Ищите их! Ищите их!

    На душных стенах

    одиночек,

    В полуистлевших

    письменах

    Ищите днем, ищите

    ночью

    Их золотые имена.

    Ищите их по белу свету,

    Ищите мертвых

    и живых!

    И если всюду скажут:

    - Нету! -

    Найдите их в себе самих.

    1962

    ...Я дни и ночи без конца

    Ищу погибшего отца

    На Колыме, и в Соловках,

    И на земле, и в облаках.

    Но Млечный Путь,

    но Чуйский тракт

    Не говорят,

    где отчий прах.

    Отец, отец! - кричу ему,

    Но Вега прячется во тьму,

    Но исчезает без следа

    Во мгле Полярная звезда...

    1988,

    Алексей Решетов

    Отец поэта Леонид Сергеевич Решетов, очеркист газеты "Тихоокеанская звезда", был расстрелян в 1938 году.

    Поделиться