Эндокринологи: Диабет диктует жизнь по особым правилам

По вине сахарного диабета в прошлом году в мире ушли из жизни 5,5 млн человек в возрасте от 20 до 80 лет. Это 8 процентов от всех смертей. Это больше летальных исходов, чем от СПИДа, туберкулеза, малярии. Почему? На вопросы "РГ" отвечают главный эндокринолог Московской области профессор Александр Древаль и главный детский эндокринолог Московской области Валентина Шестерикова.

Александр Васильевич, это правда, что в мире катастрофически растет количество диабетиков?

Александр Древаль: К сожалению, да. Сейчас их свыше 400 млн человек. Значит, 1 из 10 в мире болен диабетом. И по прогнозам, заболевших к 2040 году станет более 640 млн. Чем успешнее страна, тем обычно больше больных сахарным диабетом. Это во многом связано с особенностями питания: избыточным или каким-то особенным. В тех же США диабет, в том числе и у детей, нередко именно результат избыточного питания. В арабских странах, где много любителей сладкого и жирного, диабет тоже наиболее распространен.

То есть в развитии диабета основную роль играет питание?

Александр Древаль: Это не совсем правильно. Есть два типа диабета: первый - это диабет детей, а второй - это диабет взрослых. Так вот, диабет взрослых зависит от питания, а диабет детей от питания не зависит.

А от чего зависит? Почему детей-диабетиков все больше?

Александр Древаль: Диабет у детей связан с разрушением клеток, которые вырабатывают инсулин. Но диабет взрослых, то есть диабет 2-го типа, стал чаще встречаться и у детей. Вы опять спросите: почему? Отвечаю: потому что диабет взрослых возникает от ожирения. А излишне упитанных детей все больше.

Тогда все просто: надо добиться, чтобы чуть ли не с рождения родители следили за весом ребенка, боролись с ожирением. И мы спасены?

Александр Древаль: Посыл правильный. Не случайно в школах многих стран введены уроки правильного питания с самых младших классов. В идеале такое правило надо бы заводить в детских садах. Вторая причина возникновения диабета у детей и взрослых - диван и компьютер.

Многие родители чуть ли не в панике, если ребенок плохо ест…

Александр Древаль: Увы. Не случайно в России слово "поправился" обозначает выздоровление после самой тяжелой болезни. Но у него же есть и второе значение - поправился, значит, прибавил вес. И воспринимается это как благо. А зря!

Валентина Шестерикова: Очень сложно преодолеть родительские стереотипы. Вот и в Подмосковье количество упитанных детей стремительно растет. Папы и мамы, а особенно бабушки и дедушки радуются пухлым ручкам и ножкам, складочкам. Чуть ли не впихивают в ребенка сладкую кашку, сдобную булочку, шоколадку... А в 4-5 лет его приводят к нам с жалобами на избыточный вес. На то, что малыш становится менее активным, часто болеет, а при ходьбе у него одышка.

Иными словами, обращаются тогда, когда процесс уже пошел и бороться с ним сложно. И если мы советуем родителям главное внимание обратить на питание ребенка, на элементарные, но регулярные физические упражнения, мы не всегда встречаем их понимание. Более того, с нас почти требуют назначения неких современных лекарств, которые и жир уберут, и подвижность вернут. Поверьте, таких лекарств нет. И если не последовать простым советам, то это прямая дорога к диабету инсулинозависимому.

Вот об инсулинах хотелось бы подробнее. Если уж случилась такая беда и ребенку инсулин назначен, он его получит вовремя и именно тот, который ему положен? Платить за него надо или нет?

Валентина Шестерикова: За всю страну не скажу. Но в Московской области инсулиновая проблема решена. Необходимый инсулин поставляется в достаточном количестве, и безвозмездно его получают все нуждающиеся дети. Но еще раз подчеркну: прежде надо стараться не доводить ребенка до инсулиновой беды.

Александр Древаль: В мою бытность работы в НИИ питания спросил как-то больную с избыточным весом: как у вас с аппетитом? Ответила незабываемо: "Аппетитом не страдаю". Не потому ли страдающих от избыточного аппетита меньше не становится и "сладких" людей все больше.

А длительные праздники проходят бесследно?

Александр Древаль: Наш организм сделан чрезвычайно прочно. Например, в поджелудочной железе столько инсулина, что она за один раз может усвоить 5 кг сахара. И надо очень постараться, чтобы нарушить ее функции. Для этого требуются годы, а не один праздник с "тазиком" оливье. И если вдруг после праздников обнаружили диабет, то это не праздники виноваты, а финал длинной и нездоровой жизни.

Набирает популярность так называемая скандинавская ходьба, то есть ходьба с двумя палками. В частности и потому, что она якобы противостоит диабету…

Александр Древаль: Примерно лет десять назад зимой я был в Финляндии. Проезжал на автобусе через деревню и увидел бабушку, которая шла с лыжными палками без лыж. А помимо диабета я занимаюсь остеопорозом. Тогда подумал, как это здорово, ведь зимой скользко, человек, особенно в возрасте, может упасть и получить травму. А две палки уберегают его от этого. Кроме того, это прекрасная физическая нагрузка. Невольно подумал и другое: если какая-нибудь бабушка в Подмосковье выйдет с палками без лыж, смеяться станет вся деревня. Какая же пропаганда должна быть физической активности, чтобы люди к этому относились серьезно! Подумал, что подобное у нас невозможно.

Но мы же рождены, чтобы сказку сделать былью…

Александр Древаль: Да, теперь и в Москве, и не только в Москве, видишь людей с двумя палками. Сам тоже с их помощью спокойно хожу по заснеженным улицам, преодолеваю сугробы, подобных которым не было сто лет. Хотя иногда соседи все-таки интересуются: где мои лыжи?

Валентина Шестерикова: Среди детей скандинавская ходьба не столь популярна, как среди взрослых. Хотя в наших школах для детей, больных сахарным диабетом, мы стараемся приобщить ребятишек к этому простейшему виду физкультуры.

Кстати, о школах для детей, больных сахарным диабетом. Их в Московской области достаточно? Они доступны?

Валентина Шестерикова: Хотелось бы, чтобы их было больше. Но несмотря на это, есть возможность почти всех детей, больных сахарным диабетом, обучить правилам жизни с этим заболеванием, потому что диабет - болезнь особая. Она диктует жизнь по особым правилам, и она может быть полноценной и счастливой, если эти правила соблюдать.

Александр Древаль: Регулярно проводятся международные форумы, посвященные сахарному диабету, и очень заметно, что ведущие эксперты в данной области нередко сами страдают этим недугом. И эти люди успешны, у них явно высокое качество жизни. Потому не надо нагнетать ситуацию и пугать диабетом. Недавно я был участником конференции по сахарному диабету в Англии. Это был мини-форум: он собрал около 200 специалистов из разных стран. И у меня создалось впечатление, что чуть ли не все докладчики больны сахарным диабетом. Кроме меня.

С нас требуют назначения неких лекарств, которые и жир уберут, и подвижность вернут. Поверьте, таких нет

В редакцию пришло письмо от человека, который болен сахарным диабетом. Он с возмущением пишет о том, что у нас не внедрена операция, избавляющая от этого недуга. Сообщает, что не далее как три месяца назад ему в одной из столичных клиник провели подобную операцию и он почувствовал себя абсолютно здоровым.

Александр Древаль: Скорее всего, речь идет о бариатрических операциях (все, что касается снижения веса, называется бариатрическим лечением, отсюда и название операции - И.К.). Такие операции давно проводятся во всем мире, в том числе и у нас.

Но если они действительно спасают от диабета, почему они повсеместно не внедрены? Не только у нас, но и во всем мире?

Александр Древаль: Наверное, потому, что медицина - особая отрасль жизни. И даже самый эффективный метод лечения не лишен недостатков, которые мы называем побочным эффектом. Потому всегда надо думать о последствиях того или иного вмешательства. Приведу, пожалуй, смешной пример. Группа экспертов на одной международной конференции должна была вынести вердикт, какой из двух предложенных сахароснижающих препаратов эффективнее. Один из ведущих экспертов сказал: "Я обычно спрашиваю пациента: чему он отдаст предпочтение - приему препарата, от которого его будет подташнивать, или препарату, от которого будут мучить рези при мочеиспускании? Это их побочные эффекты".

А какие побочные эффекты у бариатрической операции?

Александр Древаль: На этот вопрос нет однозначного ответа. Вполне вероятно, что вашему читателю такая операция весьма помогла. Рекомендовать ее поголовно всем, страдающим диабетом, поверьте, оснований нет. Но это не значит, что мы отнимаем у людей надежду.

И настанет день, и диабет будет побежден?

Александр Древаль: Уверен настанет. И ждать не так уж долго.

Откуда такой оптимизм?

Александр Древаль: От знания предмета. В мире, в том числе и у нас, активно развиваются два направления. Одно из них - аппарат искусственной поджелудочной железы. Второе - восстановление клеток, продуцирующих инсулин. Часть из этого аппарата мы уже используем в клинической практике: это инсулиновая помпа и аппарат непрерывного исследования сахара в крови. Осталось объединить их третьим устройством, которое в зависимости от количества сахара крови будет подавать инсулин в кровь.

Визитная карточка

Древаль Александр Васильевич родился в 1947 году в украинской деревне. Окончил Первый Московский мединститут им.Сеченова по специальности "Лечебное дело". Работал в том же вузе на кафедре эндокринологии. В 1980 году окончил МГУ по специальности "прикладная математика". В 1990 году защитил докторскую диссертацию. Профессор.

С 1993 года руководит отделением терапевтической эндокринологии МОНИКИ. Заведует кафедрой терапевтической и хирургической эндокринологии. Автор более 500 научных трудов. Главный эндокринолог Московской области.

Шестерикова Валентина Викторовна родилась в 1982 году в Тамбове. Закончила Саратовский государственный медицинский университет в 2005 году. Опыт работы: клиническая ординатура, участковый врач детской поликлиники, врач стационара, сотрудник педиатрического отделения МОНИКИ, заведующая педиатрическим отделением МОНИКИ. С 2015 года главный внештатный детский эндокринолог Московской области. Высшая квалификационная категория по специальности "­Педиатрия".