Глава жюри Том Тыквер: Мы ждем от Берлинале шедевров

Первый день 68-го Берлинского международного кинофестиваля встретил участников и гостей солнечной, почти весенней погодой. Такое редко бывает в германской столице в середине февраля. Может быть, это и повлияло на то, что у председателя международного жюри, немецкого режиссера Тома Тыквера, на пресс-конференции было отличное настроение. Создатель фильмов "Беги, Лола, беги" и "Парфюмер" долгое время отказывался возглавлять "судейскую коллегию" кинофестиваля. Характерно, что за два месяца до начала "Берлинале" 79 немецких режиссеров подписали официальное письмо уполномоченному по культуре правительства ФРГ Монике Грюттерс. Тем самым деятели кино выразили свое желание наметить основные пути развития "Берлинале" после запланированного ухода его нынешнего директора Дитера Косслика через год. Естественно, вопросы задавались и об этом.

Как вы оцениваете критику директора фестиваля, высказанную в письме ваших коллег?

Том Тыквер: Я не подписывал письмо. Это первое. Второе: многим режиссерам было важно выразить свое большое желание, чтобы этот переход, который, конечно, является естественным процессом, был бы проведен с большой ответственностью и воспринимался серьезно. Ведь новая эпоха "Берлинале", которая должна начаться скоро, будет касаться всех нас, представителей киноискусства. Я думаю, что это был главный посыл письма. Важно, чтобы он не был понят неправильно. Критическую перспективу по отношению к фестивалю, которую обрисовали мои коллеги, надо воспринимать очень конструктивно. Если вы спросите каждого режиссера отдельно, они скажут вам, что это и имелось в виду. Ведь Берлин - наш город, и мы все любим этот фестиваль. У меня нет знакомых, которые бы не ждали с нетерпением этого события. Берлин - все же очень жесткий город, и этот фестиваль - некий энергетический донор и просто счастье для нас.

Представьте себе: полмиллиона человек смотрят самые сумасшедшие фильмы и стараются приобрести на них билеты. Люди по четыре часа стоят в очереди, чтобы получить возможность посмотреть новый конкурсный фильм филлипинского режиссера, который также длится четыре часа - это для меня явное достижение и особая черта "Берлинале". Такого в подобном масштабе не предлагает ни один другой фестиваль. Поэтому я думаю, что все хотят его обязательно сохранить. Речь идет об участниках этого процесса со всех сторон, о том, чтобы у них было будущее, и необходимо, чтобы это будущее выстраивалось серьезно и с умом.

Не думаете ли вы, что конкурсные фильмы должны быть лучше?

Том Тыквер: Конкурсная программа всегда бывает разная. Каждый год на конкурс отбираются почти 20 фильмов. Они не могут быть все время одинаковыми. Многое зависит от того, что происходит в кино конкретно в этому году, от ситуации в мире. Есть очень хорошие фильмы, есть - не очень. Это вполне нормально. Свобода искусства не может быть ограничена.

На вопрос корреспондента "РГ" о том, какие критерии Том Тыквер будете применять как глава жюри при оценке фильмов, ответ был следующим:

Том Тыквер: Я, прежде всего, буду подходить к картинам конкурсной программы как зритель. Мы все здесь - люди, любящие фильмы, и не изменяем свои критерии, когда мы должны принимать решение в составе жюри. Но вообще-то для того, чтобы я принял положительное решение, картина должна меня восхитить.

Любовь к кино, я думаю, была причиной моего решения стать режиссером. Но мы все здесь в жюри классные люди, уверяю вас. Думаю, что мы будем подходить к своим обязанностям с большой ответственностью и серьезно их воспринимать, обсуждая все решения совместно. Мы будем все вместе долго болтать, и потом из этого что-то должно получиться. Безусловно, каждый фильм - это индивидуальность, у нас всех, конечно, будут разные мнения, но, надеюсь, мы придем и к общим решениям.

Конечно же, было бы странным ожидать от конкурсной программы фильмов, которые были бы, с одной стороны, абсолютно разными, но в то же самое время имели одинаковые качественные характеристики, однако в этом и содержится интрига. Естественно, у нас бы возникла проблема, если бы это были пятнадцать шедевров - такие гениальные, что мы бы не знали, что делать. Но мы все же втайне надеемся, что фильмы окажутся именно такими шедеврами.

Вообще, я очень рад, что могу быть в этом году на "Берлинале" в качестве председателя жюри. Это как провести очень классно придуманный и специально прописанный врачом отпуск - убежать от текущей работы и вместе с прекрасными, веселыми и очень заинтересованными людьми за девять дней посмотреть девятнадцать фильмов, между делом ходя в рестораны, но все же серьезно относясь к празднику, в котором ты участвуешь. Если в конце концов нам удастся сформировать общее мнение, это и будет самым главным итогом нашей работы. Мы будем стремиться к тому, чтобы расставить важные акценты и совместно выработать позицию, которая будет соответствовать уровню такого фестиваля, как "Берлинале".