Какие необычные проекты реализуют в ТОРах Дальнего Востока

За два с небольшим года работы территорий со льготными режимами хозяйствования количество их резидентов достигло 668. Здесь реализуют самые разные проекты. "РГ" выбрала абсолютно эксклюзивные для Дальнего Востока.

На всех парусах

Компания из Владивостока приступила к отделке первой "люксовой" яхты, одновременно представив линейку прогулочных катамаранов среднего класса. Последние, как считает коммерческий директор и соучредитель предприятия Алексей Волошенко, способны стать альтернативой популярным в Приморье подержанным катерам из Японии, Южной Кореи и других стран.

Получившая статус резидента свободного порта Владивосток в мае 2016 года компания занимается строительством судов различного назначения из композитных материалов. Они прочнее и легче традиционных - из стали или алюминия, поэтому на многих заграничных верфях переходят на композиты. Но отечественные производители, зачастую имеющие заказы на годы вперед, не спешат "менять курс".

На начальном этапе вложения были минимальными - в юридическую регистрацию, создание сайта, аренду офиса. К строительству первого судна приступили в сентябре 2016-го. Успешный запуск позволил привлечь в проект основные инвестиции, представленные патентами и ноу-хау. Они составляют основу капитализации компании и оцениваются в сотни миллионов рублей.

- В конце прошлого года мы подписали первые соглашения на поставку катамаранов в Великобританию и в Республику Корея. В этом году планируем отправку как минимум пяти судов азиатским покупателям и десяти - европейским. Есть планы по выходу на отечественный рынок. По соглашению с "Корпорацией развития Ярославской области" новая производственная площадка в Ярославле станет базой для поставок в центральные и западные регионы страны. На первом этапе там будут только собирать доставляемые из Владивостока корпуса, на втором - запустят производство полного цикла, - говорит председатель правления компании Дмитрий Волошенко.

Предусмотренное для резидентов льготное налогообложение действительно способствует экономии. Так, себестоимость той самой яхты класса "люкс" удалось снизить на десять процентов. Кроме того, резидентам СПВ, отправляющим продукцию на экспорт, в течение десяти дней возвращают НДС, и эта мера поддержки будет очень кстати.

Дары тайги и… Африки

В ТОР "Хабаровск" налаживает производство эфирных масел из хвойных пород деревьев фармацевтический завод. Как рассказывает генеральный директор Дмитрий Макаренко, идея такого бизнеса у него, провизора по образованию, появилась несколько лет назад. Инвестировав в технику и оборудование около миллиона рублей, в ноябре 2017 года компания стала резидентом ТОР.

- Мы производим настоящее 100-процентное масло. В аптеках Хабаровска, куда мы его поставляем, цена 30 миллилитров достигает 200 рублей. Приходится слышать упреки в дороговизне, но качественный продукт не может быть дешевым! - говорит Макаренко.

Сырье для масла - пихтовые и еловые ветки со срубленных деревьев - по договоренности с фармпредприятием привозят из глухой тайги лесозаготовители. Из тонны пихтовых лапок получается восемь литров масла. из тонны еловых - всего три.

Со временем планируется перейти на безотходное производство, выпуская "попутно" витаминно-хвойную муку и кос­метику.

- Мы были на российско-китайских Экспо в Харбине, и там наша продукция расходилась "на ура". Поэтому думаем, что основной рынок сбыта надо искать именно в Китае. Для этого очень пригодится "зеленый коридор", который предлагает предприятиям-экспортерам режим ТОР, - добавляет он.

Возможности режима СПВ использовали для создания кинопроизводства. Сегодня компания завершает работу уже над третьим документальным фильмом

В свободном порту Владивосток один из резидентов тоже будет делать масло - косметическое и из орехов кешью. Но пока компания запустила линию по производству карданола. Как говорит генеральный директор Максим Коренев, производство должно стать безотходным.

- Карданол - это стопроцентно импортируемое вещество, которое используется в производстве лаков, красок, пластмассы. Российские предприятия закупают его в Индии, Вьетнаме, Китае, а теперь оно появится и у нас, - говорит он.

На первом этапе компания, заработавшая в июне прошлого года, занималась только обработкой и фасовкой ореха кешью, который доставляла из Нигерии, Танзании, Ганы.

- Когда мы начинали работу, выяснилось, что если ты ввозишь чищеный орех, то не платишь таможенную пошлину, лишь НДС, а если сырье, то платишь. То есть ты запускаешь производство, даешь людям работу, но должен за это заплатить. Насколько это разумно? - рассказывает он о сложностях, добавляя, что проблему удалось решить, в том числе благодаря поддержке Министерства промышленности и торговли РФ.

Следующим шагом станет производство урбеча - популярной у поклонников здорового питания ореховой пасты. "Если увидим интерес покупателей, то будем делать и другие продукты", - обещает собеседник "РГ".

Изначальный план проекта предусматривал вложение пяти миллионов рублей, но с расширением производства, которое не предусматривалось изначально, в несколько раз увеличились и инвестиции.

Фильм. Фильм? Фильм!

- Территории недостаточно развивать, строя на них дома, заводы, пароходы, их нужно каким-то образом продвигать. С помощью какого ресурса это делать лучше всего? Конечно, кино! - уверена Александра Максимец, учредитель кинокомпании во Владивостоке. - Когда появился свободный порт, я поняла, что нужно использовать возможности этого льготного режима для создания кинопроизводства.

Компания, организованная в январе 2016 года, сейчас завершает работу над третьим документальным фильмом. Первый был посвящен Великой Отечественной войне, второй затрагивал проблемы, существующие в спорте. Героем третьего станет актер и спортсмен Олег Тактаров. Конечно, тематику дальневосточной не назовешь, но, как объясняет Александра, речь здесь несколько о другом.

- У людей появляется интерес к киностудии, мы рассказываем, где она находится. И вот тут на Дальний Восток начинают смотреть по-другому. Ведь до сих пор жив стереотип, что в культурном плане это, мягко говоря, неразвитая территория, - говорит она.

Парадоксально, но преференции, которые помогают другим резидентам, не облегчают жизнь кинокомпании.

- Для всех резидентов СПВ предусмотрена одинаковая система налогообложения - общая. Но она весьма обременительна для кинопроизводства или туристической отрасли, даже учитывая льготы режима порто-франко. Ведутся разговоры о возможном переводе нас на упрощенную систему, но пока этого не произошло. Правда, минимизированы страховые взносы в социальные фонды, и это уже плюс, - замечает Максимец.

Сейчас компания ищет помещение для монтажной студии и кинопавильона. Чаще всего их располагают на площадях закрывшихся заводов - большие пространства и высота потолков позволяют поставить специальное оборудование.

- Но кинокомпания должна работать на несколько фронтов - производственный, идеологический и туристический. То есть павильон мог бы стать объектом, куда будут водить экскурсии - всем же интересно, как снимают кино. К сожалению, поиски подходящего помещения затянулись, но, как говорится, нет ничего невозможного для людей с интеллектом, решим и эту проблему - резюмирует она.

Прямая речь

Денис Тихонов, гендиректор АО "Корпорация развития Дальнего Востока":

- Со стороны бизнеса есть запрос на предоставление инвестиционных площадок, и, главное, растет уровень подготовки самих проектов. Для нас важна успешная реализация всех заявленных бизнес-идей, вне зависимости от сектора экономики, отраслевой принадлежности или суммы инвестиций. Любой резидент территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток вправе рассчитывать на равноценную поддержку и сопровождение со стороны корпорации.