15-16 февраля | сочи
Новости проекта

Вологодская область увеличит поставки продуктов в магазины страны

В ближайшее время в крупных торговых сетях Москвы вырастет доля продукции из Вологодской области. Увеличатся поставки и в другие регионы России.

Принцип продуктового протекционизма в Вологодской области внедряют уже несколько лет. О том, как региону удалось превратить продукцию всех своих основных предприятий в узнаваемые бренды, рассказал "РГ" на Российском инвестиционном форуме в Сочи губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.

- Олег Александрович, какие соглашения были заключены на полях форума? Что они принесут в экономику региона?

Олег Кувшинников: Сегодня мы провели несколько встреч и подписали ряд соглашений. Так, с Москвой мы договорились об увеличении поставок товаров под маркой "Настоящий вологодский продукт". Наш товарооборот со столицей приблизился к 50 миллиардам рублей. Для сравнения: в Петербурге он составляет 28 миллиардов, а в Московской области - 23 миллиарда рублей. Поэтому, конечно, заключенное соглашение для нас судьбоносное. Мы будем увеличивать объем поставок на рынки Москвы и Московской области, прежде всего продуктов питания, товаров первой необходимости, продукции наших промышленных предприятий, машиностроительных в том числе.

Второе соглашение заключено с Новгородской областью. В настоящий момент реализуется инвестпроект ПАО "Газпром" по проектированию и строительству энергетической инфраструктуры для газификации потребителей Устюженского района Вологодской области, Пестовского района Новгородской области, Сандовского и Весьегонского районов Тверской области. С АФК "Система" мы договорились о начале производства CLT-панелей. Это уникальная технология, которая ранее не применялась в России. Она позволит строить индивидуальные деревянные дома, социальные объекты, причем не только в один или два этажа, но и создавать пяти- и даже девятиэтажные здания. На этом деловая программа форума не закончена, впереди еще несколько встреч.

- Вологодская область оказалась в числе немногих регионов, у которых по итогам прошлого года получилось нарастить объем инвестиций. За счет чего это произошло и какова в целом инвестиционная политика региона?

Олег Кувшинников: Сегодня на форуме была интересная дискуссия, и прозвучала важная мысль, что регионы не должны бороться друг с другом за увеличение инвестиций, давая неэффективные налоговые льготы и порождая кризис перепроизводства, когда в соседних субъектах строятся заводы по производству одного и того же продукта. Все инвестиционные проекты должны быть скорректированы с Минпромторгом и Министерством экономического развития.

Почему Вологодская область последние пять лет наращивает объем инвестиций в экономику региона? Дело в том, что мы создали уникальное инвестиционное законодательство, обеспечили комфортный инвестиционный климат, запустили инструменты поддержки, такие как бизнес-инкубаторы, агентства городского развития, открыли корпорацию развития Вологодской области, институт инвестиционных уполномоченных во всех муниципальных образованиях, фонд поддержки, фонд имущественной поддержки, и все это работает для создания благоприятной среды.
Когда я только стал губернатором, объем инвестиций у нас был около 70 миллиардов рублей, а в 2017-м он составил уже 123 миллиарда рублей. По темпам прироста инвестиций мы находимся на четвертом месте в стране. У нас реализуется большое количество крупных инвестиционных проектов, развивается малый и средний бизнес, но если все их перечислять, не хватит эфирного времени.

- Сейчас много говорится о поддержке малого и среднего предпринимательства в АПК. Какие инструменты поддержки этого сегмента есть в Вологодской области?

Олег Кувшинников: Агропромышленный комплекс - это стратегическая отрасль не только для Вологодской области, но и для всей страны, обеспечение продовольственной безопасности должно быть нашей национальной задачей, особенно в режиме санкций и контрсанкций. За последние пять лет мы увеличили объем поддержки сельского хозяйства в Вологодской области с миллиарда до двух с половиной миллиардов рублей, что позволило нам все пять лет, за исключением прошлого сырого и дождливого 2017-го года, превышать среднероссийские темпы объема прироста сельскохозяйственной продукции. У нас развернута программа государственной поддержки агропромышленного комплекса, мы делаем все возможное, чтобы мотивировать наши сельскозяйственные предприятия на реконструкцию и строительство новых производственных мощностей. Мы субсидируем процентные ставки по кредитам, лизингу техники, предоставляем субсидии на голову рогатого скота, на литр молока, занимаемся поддержкой растениеводства.

- На форуме представители Вологодской области представляют свои достижения на секции "Российские бренды на мировых рынках". Что нужно сделать, чтобы региональная продукция стала привычной на полках магазинов?

Олег Кувшинников: Мне кажется, нужно воспитывать наших потребителей, объяснять им, что продукция из стран Евросоюза, Азии или Африки производится по абсолютно другим стандартам. У нас есть государственные стандарты качества, техусловия, по которым производится российская продукция, и бренд "Сделано в России" надо все-таки уважать и прививать. Например, у нас в Вологодской области я всегда говорю: "Покупай Вологодское: будешь сыт, доволен и здоров".

Мы очень многое делаем, чтобы продвигать наш бренд. Кто сейчас не знает сейчас вологодское масло? Во всем мире известно, что это бренд высочайшего качества. Сейчас мы делаем уже и вологодский сыр, производится у нас и овощная продукция, и вологодские мясные полуфабрикаты, запускаем вологодский лен. Вологодский Дед Мороз, к слову, тоже у нас есть, нельзя не вспомнить и продукцию наших крупнейших производителей - индустриальных брендов: металл от "Северстали" знают во всем мире, равно как и компанию "ФосАгро", которая поставляет минеральные удобрения более чем в 100 стран мира.

Мы, кстати, пошли еще дальше и объединили все наши продуктовые, промышленные, туристические бренды в один зонтичный бренд - "Вологодская область - душа русского Севера" и продвигаем совместно наш регион и повышаем привлекательность нашей продукции среди покупателей со всего мира.