15.02.2018 19:57
    Поделиться

    Выжутович: Состязание рейтингов сопровождает каждую предвыборную кампанию

    "Левада-центр" не станет публиковать данные опросов, посвященных президентским выборам. Включиться в избирательный процесс социологическому центру мешает статус "иностранного агента", полученный в 2016 году. По закону "иностранные агенты" не вправе участвовать в выборах и референдумах. "Со ВЦИОМом наши данные отличались незначительно, расхождения были в нюансах, - сказал директор "Левада-центра" Лев Гудков.

    Свои данные по президентским выборам ВЦИОМ, в отличие от "Левада-центра", сейчас регулярно публикует. Так, согласно исследованию, проведенному с 9 по 11 февраля (см. прим.), не менее 80 процентов опрошенных изъявили готовность проголосовать на выборах главы государства.

    На вопрос, примут ли они участие в выборах, эти респонденты дали вариации ответа "приму" (в том числе "точно приму", "скорее приму"). По мнению руководителя практики политического анализа и консультирования ВЦИОМ Михаила Мамонова, этот уровень декларируемой активности является "крайне высоким". "Высокий уровень декларируемого участия, - говорит он, - свидетельствует о том, что данное поведение является социально одобряемым. Это служит значимым фактором мобилизации избирателей".

    Рейтинги кандидатов в президенты сейчас тоже периодически публикуются. И то один, то другой кандидат заявляет, что его реальный рейтинг значительно выше. И так перед каждыми выборами.

    Стоит социологам обнародовать рейтинги, как тут же из предвыборных штабов раздается: "Не верим!" Следом сыплются обвинения в ангажированности.

    Влияние рейтингов испытывают на себе не только претенденты на президентский пост, но и потенциальные избиратели

    Классический вопрос "на кого работаете?", обращенный к руководителям социологических служб, неизменно актуален. Но спрашивать так бесполезно. В лучшем случае придется удовлетвориться намеками и недомолвками. При этом все социологи, кого ни спроси, всегда высказывают два принципиальных соображения. Первое: публикация завышенных или заниженных рейтингов не влияет на поведение избирателей. И второе: "Мы стоим вне политики".

    Как бы то ни было, самым ходовым товаром на российском рынке политических услуг опять становится социологический прогноз. По мере приближения дня голосования спрос на него будет возрастать. Гипнотическое влияние рейтингов испытывают на себе не только претенденты на президентский пост, но и потенциальные избиратели. Последние - по генетической склонности думать и поступать так, как думает и поступает большинство, - доверяют результатам опросов иной раз больше, чем самим себе. Поэтому при внешней беспристрастности проводимых замеров идет состязание рейтингов. Состязание - потому что рейтинги, выводимые по результатам опросов, подчас сильно разнятся.

    Дело, впрочем, не только в сомнительных рейтингах, но и в том, как они трактуются. Нередко интерпретаторы отождествляют рейтинги с предвыборными прогнозами. Тогда как рейтинг и прогноз - совершенно разные вещи. Предвыборные намерения избирателей и реальное их поведение далеко не всегда совпадают.

    Как говорится в таких случаях, "обещать - не значит жениться". "Когда эксперты пытаются делать выводы, исходя из наших цифр, нужно учитывать несколько связанных с этим мифов, - говорит президент фонда "Общественное мнение" Александр Ослон. - Во-первых, миф о том, что рейтинг точно отражает реальность. Во-вторых, миф о том, будто по двум-трем процентам можно судить о настроениях избирателей. А с другой стороны, миф о том, что опросы врут, так же неверен, как и миф, что к ним прислушивается народ".

    Политолог Марк Урнов - о том же: "Один из самых распространенных признаков надувательства - далеко идущие выводы относительно колебаний рейтингов в пределах погрешности.

    Например, на выборах в Госдуму партия, вдруг получившая шесть процентов в рейтинге вместо привычных четырех, заявляет на всю страну, что это не предел, потому что она самая лучшая, а ее конкурентам ничего не светит - их рейтинг снизился на один-два процента. Эксперты понимают, что это надувательство, а избиратели - нет".

    Более 70 процентов россиян считают, что социологические опросы отражают действительное мнение граждан

    В общем, ничего неожиданного или таинственного с рейтингами не происходит. А вот шума вокруг них предостаточно. Уровень интереса ко всякого рода социологическим показателям в России по-прежнему выше, чем умение разбираться в том, что отражают полученные данные. Состязание рейтингов сопровождает каждую предвыборную кампанию. Но влияние социологических данных на избирателей не стоит ни преуменьшать, ни преувеличивать. Рейтинг - это не прогноз.

    Если социологическое сообщество заботится о своей репутации, оно могло бы договориться о правилах игры. Выработать принципы корпоративного поведения. Объединить исследования. Придерживаться общей методики опросов.

    Доверяет ли общество социологическим опросам? По данным ВЦИОМ, 71 процент россиян считают, что социологические опросы отражают действительное мнение граждан, 29 процентов - что "безусловно отражают", 42 процента - что "скорее отражают", 16 процентов - что "скорее не отражают" и 16 процентов - что "безусловно не отражают". Впрочем, сами эти данные тоже могут быть предметом опроса с целью выяснить, доверяют им или нет.

    Прим. Инициативный всероссийский опрос "ВЦИОМ-Спутник" проведен 9-11 февраля 2018 года. Метод опроса - телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке. Объем выборки - по 1000 человек каждый день. Максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 1,8%.

    Поделиться