- Проблема родителей в том, что мы уже не успели за нашими детьми, - говорит эксперт "Лаборатории Касперского" по детской интернет-безопасности Мария Наместникова. - Большего всего родителей (80 процентов) волнует влияние Интернета на здоровье детей, зрение и осанку, а значит, они совсем не понимают, чего им действительно стоит бояться. Каждый пятый из них волнуется настолько, что ничего не делает.
70 процентов своей виртуальной жизни подростки проводят в соцсетях. Второе место в их рейтинге занимают сайты, посвященные алкоголю, табаку и наркотикам. Затем идут компьютерные игры и популярные видеоблогеры. И в итоге дети оказываются один на один с огромным и никем не контролируемым миром.
"Как мы соскучились по правильному", - озвучивает родительский запрос Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова и предлагает провести общероссийское исследование и выяснить, какие образы и в каком возрасте наиболее привлекательны для детей. Это могут быть герои сказок, персонажи комиксов или герои популярных телешоу. Результаты могут шокировать, но только так можно выяснить, кто же является кумирами детей, и через них попробовать достучаться до ребят.
- Мы сейчас готовим площадку по развитию детского контента в Интернете, - сообщила детский омбудсмен. - Пригласим всех: детских писателей, художников, производителей детского кино и обязательно тех, кто создает детский контент в Сети.
Но те, кто этим занимается, сталкиваются с неожиданными трудностями.
- Мы провели конкурс на лучший виртуальный проект для детей, - рассказывает координатор Центра безопасного Интернета, директор фонда "НеДопусти!" Урван Парфентьев. - В итоге получили контент, созданный на высочайшем дизайнерском уровне, но совершенно не подходящий для детей, и стопроцентно детский контент, который абсолютно не цепляет глаз, потому что его делают педагоги-энтузиасты.
Мало создать увлекательный ресурс, нужно сделать так, чтобы он был доступен. Еще в 2012 году РГДБ запустила ресурс "ВебЛандия", где собраны лучшие и проверенные сайты для детей: об искусстве и науках, животных и технике, спорте и музыке… Но в многомиллионной стране ресурсом пользуются лишь несколько десятков тысяч человек.
А что это такое - позитивный контент? В законе такого понятия нет. И часто ради отчетности за "детское" выдается то, что таковым не является. Чтобы избежать двусмысленностей, рабочая группа по инфобезопасности детей при детском омбудсмене разработала критерии, некоторые из которых уже закрепили на законодательном уровне. Идеальный ресурс для ребенка должен обогащать новыми знаниями и навыками в соответствии с возрастом (то есть обязательна возрастная маркировка) и иметь дизайн, который не портит зрение ребенка и не вредит его психике. Еще один критерий - грамотный русский язык. Навигация должна быть простой и понятной. И конечно же, такой ресурс должен быть расположен в отечественной юрисдикции. Все, что разжигает национальную или религиозную рознь, наносит вред здоровью, пропагандирует самоубийства, секс и дискредитирует семейные ценности, должно оставаться вне информационного поля детей. Рекламе тоже там не место, но если уж без нее не обойтись, она должна соответствовать возрастным ограничениям основного содержания.
Еще одна проблема - защита персональных данных. Эксперты требуют запретить сбор данных у детей без подтвержденного разрешения родителей.
- Эти данные не только открывают родительские кошельки, но могут неожиданно "выстрелить" и много лет спустя, - предупреждает Парфентьев. - 16-летний школьник оставил отпечаток на айфоне, а спустя 8 лет, окончив МИФИ, попадает в закрытый НИИ, а его отпечаток где-то остался и может быть использован.
Но запретами и блокировками проблемы не решить. Преступники тоже весьма изобретательны. Поэтому единственный выход - повышать информационную грамотность детей и взрослых. В школах уже начинают вводить курсы по кибербезопасности. Но все развивается так быстро, что учебники придется переписывать каждые два года. Поэтому родителям придется решать проблему самим. И у них уже есть эффективный инструмент - программы родительского контроля.
- Убеждена, что малышу в 3 года Интернет не нужен вообще, закачайте мультфильмы, и пусть смотрит спокойно, - объясняет Мария Наместникова. - А вот первый смартфон ребенку стоит дарить с уже установленной программой родительского контроля, но объясните, что это не для того, чтобы лезть в его личную переписку, а чтобы вовремя суметь помочь. Если важно сохранить доверительные отношения с ребенком, можно ничего не запрещать, а настроить программу так, что она будет сообщать, что и где он посмотрел, и предупредит, если к нему в друзья постучится сомнительная личность.