Почему многие россияне захотели вернуться домой из эмиграции

Интернет-проект "Пора валить обратно!" на канале YouTube.com и на сайте pvo.tv уловил тренд возвращения соотечественников из эмиграции. И столкнулся с новым явлением - россиянами хотят быть иностранцы.

Переводчик из США Илья Денкс больше года живет в Санкт-Петербурге. Он хочет стать гражданином России и при этом сохранить американский паспорт. "Так живут немало людей, - отвечает он скептикам. - Россия - моя культурная метрополия, Америка - вторая родина. Отказаться от них - отказаться от себя. И зачем себе врать: жить с паспортом США и России удобно и безопасно. Тем более что мой переезд в Россию не вызван глобальными причинами миграции. Это акт творчества. И фактор культуры, и фактор амбиций, поскольку Россия - страна возможностей. И экономический фактор - здесь жить дешевле. И личный - я веду поиск семейной родословной. Мои немецкие предки переехали в Россию в начале XIX века". Петербург Денкс считает своим первым свободным выбором. Первый вынужденный выбор он сделал в 26 лет. "Лицо без гражданства", он сбежал в 90-е из Эстонии через Швецию и Исландию в США.

"Гражданство Эстонии мне не дали потому, что русскоязычный, - вспоминает Илья, - "русский оккупант". Это убивает: все, с чем ты родился - страна, люди, город, - все не твое. Ты никто. После этого эмиграция не страшна. Хуже быть эмигрантом в своей стране". Последний раз на себя как на "никого", Денкс посмотрел глазами американского таможенника. Тот не мог поверить: как можно не быть гражданином страны, где родился? Настолько, что гость решил, что его не впустят в США. Илью спасла находчивость: "Я еду по приглашению Центра Картера. Меня будут изучать как уникума - лицо без гражданства в своей стране". "О, мы, американцы, - был ответ, - любим всякие редкости".

"Возвращенцы" из эмиграции и экспаты доказывают: новая Россия - страна возможностей и роста

В оценке Америки россиянами, как в оценке американцами России, Денкс просит избегать предрассудков и "включать" критичность мышления. "Эмигранту, даже если он Солженицын с бэкграундом Нобелевского лауреата, - убежден Илья, - и в США, и России нужно быть готовым к норме эмиграции - понижению социального статуса". Переводчик с нескольких языков, он начинал натурализацию с выездного социального работника в Нью-Йорке, был техником "скорой помощи". И лишь после окончания Академии скорой помощи занялся медицинскими и экологическими переводами. Когда сейчас питерец Илья Денкс стоит в очереди, чтобы продлить вид на жительство в России, ему, как всем очередникам, номерки рисуют фломастером на руке. "Как в моем советском детстве, - делится он. - Насколько помню, в СССР не было проблем спросить дорогу или щепотку соли, оставить ребенка знакомым на часик… Сегодня в России бросается в глаза недоверие к окружающим. Но и самоорганизация новых россиян, которой раньше не было, ментально родом из моего детства. Плюс у советского человека был высокий стандарт образования. Он учил думать самостоятельно, без чего человек делает чей-то выбор, а не свой". Вот Денкс за тем и приехал в новую Россию, в которой никогда не жил. "Тут в воздухе накапливается критичность мышления, но заметно, что россиянам ее не хватает, - делится он своим ощущением. - А осмысление обыденности - предпосылка для начала цивилизационного суперразвития". Гражданином такой цивилизации Илья Денкс и хочет стать.

Комментарий

Александр Орлов, автор проекта "Пора валить обратно!"

- Точной статистики у проекта "Пора валить обратно!" нет. Пока можно говорить о десятках тысяч соотечественников, вернувшихся жить домой. Еще сотни тысяч иностранцев живут и работают у нас экспатами. Вместе и те, и другие доказывают простую вещь: Россия - страна возможностей, а меняющаяся Россия - страна-шанс для новых проектов, личного роста и стабильной жизни.