Новости

19.02.2018 00:04
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Взвешена и найдена великой

Русский музей показал, чем мы обязаны Екатерине II
В Русском музее открылась экспозиция "Екатерина Великая в стране и мире". Это уже четвертая выставка в рамках проекта "Сага о Романовых".
"Екатерина Великая в стране и мире" - четвертая выставка в рамках проекта "Сага о Романовых". Фото: Николай Гонтарь "Екатерина Великая в стране и мире" - четвертая выставка в рамках проекта "Сага о Романовых". Фото: Николай Гонтарь
"Екатерина Великая в стране и мире" - четвертая выставка в рамках проекта "Сага о Романовых". Фото: Николай Гонтарь

Сотрудники музея признаются: справиться с Екатериной им было непросто - слишком уж объемна эпоха, слишком густо насыщена она событиями. Лучшие музеи страны, в том числе Эрмитаж, Третьяковская галерея, Петергоф, представили сюда свои раритеты: более 400 экспонатов.

В противовес распространенному мнению, будто Екатерина - это многочисленные любовники да "потемкинские деревни", экспозиция разворачивает перед зрителем совсем иной сюжет. Императрица, правящая рекордный для династии Романовых срок (34 года), сумела не только укрепить репутацию России на мировой арене, но и изменить внутренний уклад страны.

Скажем, именно Екатерине II Россия обязана присоединением Крыма. На выставке есть уникальный экспонат - фрагмент так называемой "Крымской" ткани.

По атласному фону цветными шелками выткана пышная аллегорическая композиция: на золотом сиянии раскинувший крылья орел, увенчанный императорской короной, попирает поверженные вражеские знамена и кривой меч. Эта ткань, изготовленная лионскими мастерами, предназначалась для декорирования одного из парадных залов царских дворцов.

Изумительны и пейзажи Крыма, выполненные акварелью потемкинским ординарцем, художником Михаилом Ивановым. Они будто источают знойный воздух Крыма - этого "райского уголка", по выражению самой императрицы.

Впервые зритель Русского музея может увидеть и грандиозные полотна Пьер-Жака Волера - "Бой в Хиосском проливе" и "Уничтожение турецкого флота в Чесменской бухте". А рисованные планы сражений в Черном море работы Афанасия Депальдо - крошечные, но со всеми подробностями выписанные кораблики, выстроенные на карте, как это было перед боем, - снабжены еще и подробным описанием плана битв.

Но, пожалуй, самый живой интерес вызывают помещенные на выставке политические карикатуры. Одна из них - живописное полотно неизвестного художника "Весы Европы". На ней в аллегорическом виде изображены страны, имеющие отношение к русско-турецким войнам.

Россия стоит на тяжелой чаше весов, придавив турка. Рядом венгр ведет свои записи. Голландец накладывает на противоположную чашу кошельки с деньгами. Поляк держится в стороне, готовый уйти, а англичанин висит, вцепившись в перекладину весов, стараясь склонить их в свою сторону... Можно только подивиться актуальности полотна, написанного почти два с половиной века назад.

Разумеется, в экспозиции немало портретов. - Известно 14 иконографических изображений Екатерины II, - говорит куратор выставки Григорий Голдовский. - Многие свои портреты императрица "визировала" сама. Эта галерея позволяет увидеть становление русской школы живописи: Аргунов, Левицкий, Рокотов.

Культура Арт Музеи и памятники Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург
Добавьте RG.RU 
в избранные источники