Специальные эксперты проверят качество лечения россиян

Финансирование страховых медорганизаций не увеличится, при этом защищать права пациентов они будут качественнее. Об этом рассказала "РГ" председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) Наталья Стадченко.

"Страховые организации должны стать реальными помощниками и защитниками прав застрахованных граждан при их обращении в лечебные учреждении по полису ОМС. Будет усиливается роль страховых компаний в сопровождении застрахованных лиц при оказании медицинской помощи, соблюдении ее необходимых объемов, обеспечении права выбора медицинской организации и врача, проведения диспансеризации", - сказала она.

И продолжила: для этого введен институт страховых представителей трех уровней. К первому относятся колл-центры, ко второму - специалисты, работающие со сложными обращениями, требующими помощи человеку в организации оказания медпомощи, они совместно с медицинскими организациями обеспечивают организацию и контроль прохождения диспансеризации, проводят опросы населения.

С 2018 года приступают к работе страховые представители третьего уровня - это эксперты по оценке качества оказания медпомощи, которые будут также мотивировать пациентов к выполнению рекомендаций врача по результатам диспансеризации, осуществлять проверку своевременности диспансерного наблюдения, контролировать выполнение плановых госпитализаций и диагностических мероприятий. Сейчас в этой системе работает более восьми тысяч страховых представителей, прошедших специальную подготовку.

"Прямая обязанность страховых компаний, работающих в системе обязательного медицинского страхования, - отстаивать права застрахованных, - отметила председатель ФОМС Наталья Стадченко. - Если страховая организация этого не делает, она должна нести ответственность вплоть до запрета работы в системе ОМС".

Сейчас права застрахованных пациентов защищают 44 страховые медорганизации, которые имеют 254 филиала во всех регионах страны. Лицензирует такие организации Центробанк. Но для повышения эффективности их работы необходимо ужесточить требования при получении лицензии и собственно лицензионный контроль, а также увеличить требования к размеру уставного капитала компаний, осуществляющих исключительно медицинское страхование, подчеркнула глава ФОМС. На ведение дела  страховые компании тратят до одного процента средств, поступающих к ним из территориальных фондов ОМС.

Также Наталья Стадченко рассказала, что в шести процентах случаев летального исхода выявлены нарушения при оказании медпомощи. При чем в стационаре количество подобных случаев составляет от 20 до 50 процентов, на этапе скорой медицинской помощи - от 15 до 30 процентов, на амбулаторно-поликлиническом этапе - до 10 процентов. Количество случаев с нарушениями при проведении экспертизы качества по поводу констатации смерти на дому и смерти до приезда или в присутствии бригады скорой помощи близко к нулю.

"Крайне важно и то, что в системе ОМС, как и в российском законодательстве не используется термин "врачебные ошибки", - говорит руководитель рабочей группы совета по медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков Алексей Березников. По результатам экспертиз качества наиболее значимые нарушения и дефекты при оказании медицинской помощи, которые имеют негативные последствия для пациентов, допускаются намного раньше, чем возникает летальный исход. По результатам плановой экспертизы качества медпомощи, организуемой страховыми медорганизациями, в каждом четвертом случае оказания медпомощи выявляются нарушения порядков и стандартов ее оказания, в половине из них данные нарушения создают риск или вызывают прогрессирование заболевания.

"Для обеспечения контроля за качеством медпомощи в системе ОМС создан реестр экспертов, в который входят опытнейшие специалисты по своему клиническому профилю со стажем работы не менее 10 лет, в том числе имеющие ученые степени. Экспертизы качества медпомощи выявляют нарушения при ее оказании, в том числе невыполнение, несвоевременное или ненадлежащее выполнение пациенту диагностических и лечебных мероприятий в соответствии с порядками и стандартами, клиническими рекомендациями, нарушения, приведшие к инвалидизации, необоснованное назначение лекарственной терапии, преждевременное прекращение проведения лечебных мероприятий при отсутствии клинического эффекта, нарушение преемственности, необоснованная или непрофильная госпитализации", - добавила Стадченко.
<