Для этого введен институт страховых представителей трех уровней. К первому относятся кол-центры, пояснила "Российской газете" председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) Наталья Стадченко.
Ко второму - специалисты, которые работают со сложными обращениями, требующими помощи в организации лечения. Они также совместно с медучреждениями контролируют прохождение диспансеризации, проводят опросы населения.
С этого года начали работать и страховые представители третьего уровня - это эксперты по оценке качества оказания медпомощи. Они должны также мотивировать пациентов к выполнению рекомендаций врача по результатам диспансеризации, проверять, своевременно ли проводится наблюдение за пациентом, контролировать выполнение плановых госпитализаций и диагностических мероприятий. Сейчас в этой системе работает более восьми тысяч страховых представителей, прошедших специальную подготовку.
"Прямая обязанность страховых компаний, работающих в системе обязательного медицинского страхования, - отстаивать права застрахованных, - напомнила председатель ФОМС Наталья Стадченко. - Если страховая организация этого не делает, она должна нести ответственность вплоть до запрета работы в системе ОМС".
Сейчас права застрахованных пациентов защищают 44 страховые медорганизации, которые имеют 254 филиала во всех регионах страны. Лицензирует такие организации Центробанк. Но для повышения эффективности их работы необходимо ужесточить требования при получении лицензии и собственно лицензионный контроль, а также увеличить требования к размеру уставного капитала компаний, осуществляющих исключительно медицинское страхование, подчеркнула глава ФОМС. На ведение дела страховые компании тратят до одного процента средств, поступающих к ним из территориальных фондов ОМС. Несмотря на то что к страховщикам будут предъявлять более жесткие требования по качеству защиты прав пациентов, их финансирование не увеличится, продолжила Наталья Стадченко.
По словам академика РАН Андрея Решетникова, в последнее время часто переносится ответственность с медицинских организаций за качество медпомощи на страховщиков, которые сами медицинские услуги не оказывают, поэтому не могут влиять на их качество. Вместе с тем в реальной жизни существуют риски отказа в медпомощи, замены бесплатных медуслуг на платные, нанесении ущерба пациенту. Ему отказывают в бесплатных лекарствах при лечении в стационаре, навязывают ненужные (в том числе платные) медуслуги. "Повседневное решение всех этих проблем пациента и обосновывает участие страховых медорганизаций в системе ОМС", - сказал он.
Также Наталья Стадченко рассказала, что в шести процентах случаев летального исхода выявлены нарушения при оказании медпомощи. И в стационаре количество таких случаев составляет от 20 до 50 процентов, на этапе скорой медпомощи - от 15 до 30 процентов, на амбулаторно-поликлиническом этапе - до 10 процентов.