У православных христиан начался Великий пост

19 февраля у православных начинается самый долгий пост года - Великий пост, готовящий верующих к встрече главного праздника христиан - Пасхе (8 апреля 2018 г.). Длится Великий пост семь недель и состоит из сорокадневной части, называемой Четыредесятницей, и самой строгой недели перед самим праздником Пасхи - Страстной недели (2 апреля - 7 апреля 2018 г.). Сорокадневная часть главного поста года установлена в честь того, что Иисус Христос сорок дней постился в пустыне перед тем, как выйти на проповедь к людям. А во время Страстной недели верующие постятся в память о последних днях земной жизни Христа, Его распятии, Его крестных страданиях.

Подобно тому, как календарно Великий пост можно разделить на две части, также и в самой его сути можно вычленить две стороны: пост телесный и пост духовный. Начнем с поста телесного - эти ограничения понятнее и даются нам легче. В Великий пост принято отказываться от пищи животного происхождения: мяса, птицы, яиц, молочных продуктов, сливочного масла и рыбы. Исключение для рыбы делается в дни больших праздников. Их во время Великого поста два - Вербное воскресенье (1 апреля 2018 г.) и Благовещенье (7 апреля). В день Лазаревой субботы (31 марта 2018 г.) разрешается рыбная икра.

Существует несколько степеней ограничения в пище. Одно дело - строгий пост монахов, когда с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется даже растительное масло. Другое дело миряне, живущие в городах, где только транспорт от дома до работы и от работы домой требует отдельных сил. Священники предостерегают верующих от "рвения не по разуму", то есть от ситуации, когда, казалось бы, из самых лучших побуждений верующие накладывают на себя пищевые запреты, подрывающие здоровье и противоречащие здравому смыслу. Любой пост должен начинаться с благословения священника и всю дорогу сопровождаться здравым смыслом. Кроме того, совершенно очевидно, что больные люди, дети и подростки, беременные женщины, кормящие мамы должны согласовывать свой пост со своим физическим состоянием.

И тут мы подходим к узловому моменту: пост - это наша добровольная жертва Богу. И жертва эта должна делаться из любви. Логика проста: когда-то две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и из любви к людям проделал путь нам навстречу. Пройдя дорогу на Голгофу, пройдя Крестные Страдания, Распятие, Смерть. Сегодня наша очередь начать наш путь навстречу Христу. Даже если мы отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного рациона или обычно радующих нас развлечений, ограничивая себя до границы, за которой мы начинаем чувствовать дискомфорт, ощущать неудобства. Будем честны, нам и такие жертвы даются с трудом.

А значит, начинать пост надо с прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения благословите?" - в еде, в супружеских отношениях, в молитве: у каждого своя мера, и брать надо то, что по силам. Ведь почему, говоря про пост, ограничениям в пище уделяется столько внимания? Почему вспоминают про ограничения в супружеских отношениях? При любом телесном воздержании наше тело или, как назвал его один святой, "завеса нашей плоти", отделяющая нас от невидимого мира, утоньшается. Мы становимся более восприимчивыми к духовному миру. То есть воздержание - пищевое ли, телесное, - это только средство. Оно может стать вредным и даже опасным, если существует само по себе.

Если сердце не очищается исповедью, не обращено к Господу постоянной молитвой, не участвует в таинстве Причастия, не погружено в молитвенный настрой церковных богослужений, не готово отзывчиво откликаться на добрые дела, то при соприкосновении с этим невидимым миром оно оказывается незащищенным перед темными силами. "Если тело будет истончено постом, а душа не возделывается молитвой, чтением, смиренномудрием, тогда пост порождает многочисленные плевелы - душевные страсти высокоумия, тщеславия, презрения", - писал святитель Игнатий Брянчанинов. Поэтому начинать стоит с молитвы. Молиться в пост надо особенно усердно, стараясь не пропускать утреннего и вечернего правила. Священники советуют расширить ежедневный круг молитв за счет псалмов, домашнего разбора текстов богослужения на русском языке - чтобы лучше понимать, что происходит в храме, с изучения великопостной молитвы свт. Ефрема Сирина, одной из любимейших молитв Пушкина.

Для того чтобы настроить свое сердце на покаяние, нужно посетить хотя бы одну вечернюю службу, на которой читается Великий покаянный канон Андрея Критского (с понедельника по четверг 1-й недели Великого поста (19 февраля - 22 февраля 2018 г.) и в среду на 5-й - 21 марта, т.н. "Мариино стояние").
Надо постараться принимать таинство Причастия чаще: в пост обостряется духовная брань - невидимая борьба с нападками бесов, стремящихся помешать нашим усилиям, и без благодатной помощи таинства нам с этим не справиться.

Поклониться Кресту Господню в Крестопоклонную неделю 14 марта, посетить храм в пятницу вечером 23 марта, когда в храмах читается Акафист "Похвала Пресвятой Богородице".

Найти время помолиться за Литургией Преждеосвященных Даров (в пост она совершается по средам и пятницам).

Особое внимание - богослужениям Страстной недели (2 апреля - 7 апреля 2018 г.). Это и проложит путь к встрече Воскресения Христова, станет основой поста.

"Телесный пост - когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост - когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов, - объяснял святой Тихон Задонский. - Полезен нам пост телесный, так как служит к умерщвлению наших страстей. Но пост душевный нужен непременно, потому что и телесный пост без него ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов - и какая им от того польза? Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения поститься не хотят. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своих людей, подобных себе, кусают - и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но простирают их на мздоимство, хищение и грабеж чужого добра - и какая им от того польза? Истинный и прямой пост - воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти. Да постится ум твой от суетных помышлений. Да постится память от злопамятства. Да постится воля твоя от злого хотения. Да постятся очи твои от худого видения: "отврати очи твои, чтобы не видеть суеты". Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических. Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова. Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра. Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. "Уклонись от зла и сотвори добро". Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься".

Наконец, святые дают нам главный критерий, позволяющий определить, правильно ли проходит пост. "Пост тогда сделается жертвой, приятной Богу, когда он будет украшен плодами любви" (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин). То есть, постясь, надо себя проверять: сохранилась ли в тебе любовь к людям, способен ли ты на добрый поступок.