19.02.2018 17:16
    Поделиться

    Участники Валдайского клуба обсудили, как России "играть на всех полях"

    Соединенные Штаты хотят "обокрасть" Россию в Сирии и ради этого готовы развязать войну на истощение в регионе. Вопрос заключается в том, что предпримет Москва для того, чтобы избежать негативного для себя сценария и дать позитивный импульс сирийскому урегулированию. О деструктивной роли Вашингтона в ходе сирийского конфликта говорили многие участники открывшейся в понедельник Ближневосточной конференции Международного дискуссионного клуба "Валдай".

    Экспертов, политологов и политиков из 34 стран интересовало, какие шаги Россия намерена сделать в дальнейшем в качестве ключевого игрока в Сирии, и, если брать шире - Ближнего Востока. В этом подходе принципиальное отличие нынешнего ближневосточного "Валдая" от предыдущих - раньше больше слушали мы, теперь нас. В этом году роль России в регионе оценивалась в контексте конфликтов в Йемене и Ливии, при анализе будущего палестино-израильского урегулирования и судьбы курдских анклавов. По мнению участников конференции, подтвержденный Москвой с помощью дипломатии и военной силы статус государства, способного играть на всех местных полях в качестве "честного брокера", требует, чтобы Россия сформулировала, к чему она, в конечном итоге, стремится. Поэтому многие гости "Валдая" приехали в Москву в поисках этой, как выразилась исполнительный председатель Бейрутского института Рагида Дергам, "не высказанной Россией стратегии".

    В своем выступлении на форуме министр иностранных дел Сергей Лавров говорил о существенных рисках, которые наряду с безусловными успехами (созданием зон деэскалации, проведением в Сочи Конгресса сирийского национального диалога) сохраняются на сирийском треке. Прежде всего это действия американских партнеров, направленные на подрыв территориальной целостности Сирии. "Призываю коллег в США не играть с огнем - это уже привело к обострению обстановки" - эту фразу главы российского внешнеполитического ведомства вынесли в заголовки многие информагентства.

    Россия продвигает в Европе и АТР инициативу по созданию неделимой, всеобъемлющей системы безопасности

    И еще цитата Лаврова: "успех сирийского урегулирования зависит от того, чего еще не станут делать США". Стремление американской администрации разыграть сирийскую карту в собственных геополитических интересах оказывает разрушительное воздействие на мирный процесс, поощряет сепаратистские силы. По словам вице-президента Российского совета по международным делам Александра Аксененка, на Западе хотят помочь Сирии, не помогая при этом ее президенту Башару Асаду. Закономерным результатом такого сценария де-факто стало разделение арабской республики, хотя де-юре об этом никто не говорит вслух.

    Большинство выступавших на валдайском форуме экспертов как с российской стороны, так и представлявших арабские страны подчеркивали: Москва не в состоянии в одиночку разрубить сирийский узел и нуждается в союзниках.

    Одним из них стал Иран, чей министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф также принял участие в ближневосточном Валдае. Тегеран, по словам Зарифа, стремится "уйти от парадигмы конфликтов". Как выразился глава иранского МИДа, нужно оставить старые идеи альянсов и блоков - они не работают. Россия и Иран выступают за формирование в регионе всеобъемлющей сети безопасности, а не отдельных неустойчивых альянсов. Со своей стороны Лавров напомнил, что Россия продвигает в Европе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе инициативу по созданию неделимой, всеобъемлющей системы безопасности. Этот же принцип может быть положен в основу системы безопасности для стран Ближнего Востока.

    Несмотря на подчас ожесточенную критику, Москва, по словам заместителя министра иностранных дел Египта Мухаммеда аль-Бадри, работает в Ближневосточном регионе со всеми сторонами - с кем соглашается и с кем не соглашается. Использовав набор различных методов - от военных до дипломатических, Россия завоевала авторитет и уважение на Ближнем Востоке, где многие глобальные игроки терпели поражение. А военное присутствие в регионе стало важнейшим рычагом влияния, позволяющим Кремлю проводить многовекторную политику. Но такое положение вещей накладывает на российскую сторону большую ответственность, о чем не преминул напомнить египетский дипломат. Он, в частности, перечислил, чего ждут от Москвы на Ближнем Востоке. Список вышел внушительный - России, с точки зрения аль-Бадри, следует учитывать интересы региональных игроков, поддерживать национальные системы, отстаивать на международных площадках принцип невмешательства, не навязывать свою волю другим странам.

    Россия завоевала авторитет и уважение на Ближнем Востоке, где многие глобальные игроки терпели поражение

    Впрочем, уже сам факт обращенного к Москве перечня геополитических пожеланий говорит о безусловном признании возможностей нашей страны на ближневосточном треке, где ситуация остается взрывоопасной, а в ряде "горячих точек" имеет тенденцию к ухудшению. Вице-президент Российского совета по международным делам Александр Аксененок сравнил нынешний этап сирийского урегулирования с "большим слаломом", когда для успешного спуска с горы необходимо обогнуть множество палок и результат спортсмена напрямую зависит от его виртуозности при объезде внезапно возникающих на его пути препятствий.

    В отличие от большинства западных государств, у России отсутствует на Ближнем Востоке колониальное прошлое. Это дает шанс Москве выступить беспристрастным посредником при урегулировании застарелых и новообразованных в результате "арабской весны" конфликтов - будь то поиск развязок в забуксовавшем палестино-израильском диалоге или в "сборе" Ливии в единое государство ставшей, по словам Лаврова, "черной дырой".

     

    Поделиться