Пока же военные и разработчики полярной зенитки готовят ее к очередному этапу тестирования и анализируют результаты опытного применения "Тора-М2ДТ" на астраханском полигоне Капустин Яр. Первые ракетные стрельбы, проведенные в середине февраля, подтвердили заданные генералами тактико-технические характеристики комплекса.
По словам очевидцев, расчет боевой машины в сложной мишенной обстановке, в условиях помех практически одновременно сбил две воздушные цели, имитирующие крылатые ракеты. Кроме того, арктический "Тор" продемонстрировал высокую точность наведения при стрельбе очередью.
Теперь опытную машину ждут завершающие транспортные и климатические испытания в Заполярье. Заказчиков из минобороны, в частности, интересует, как комплекс выдерживает перевозку на самолете и реагирует на низкие температуры. Понятно, что в арктических "Торах" используют особые хладоустойчивые горюче-смазочные материалы, сохраняющие свои качества даже при 50-градусном морозе. Но их тоже надо проверить в действии за Полярным кругом.
Там же испытания в снегах пройдет двухзвенный гусеничный транспортер ДТ-30, на котором установлена зенитка. Эта уникальная машина - единственная в мире, способная не просто преодолевать в Арктике бездорожье, ледяные торосы и трещины, но даже плавать в студеных водах Ледовитого океана.
Вообще арктический "Тор" по многим параметрам отвечает слову "уникальный". К примеру, он может одновременно вести стрельбу по четырем воздушным целям, атакующим охраняемый объект с различных направлений.
В этой ситуации вычислительные системы комплекса классифицируют средства нападения по степени их опасности и минимальному времени подлета. Информация поступает к оператору, и тот принимает решение на применение оружия. Кроме того, выпущенная "Тором" ракета рассчитывает оптимальное время самоподрыва. Это необходимо для гарантированного уничтожения объекта атаки многочисленными осколками боеприпаса.
Комплекс может работать как в ручном, так и автоматическом режиме, самостоятельно контролируя воздушное пространство, и уничтожать воздушные цели, не опознанные системой "свой - чужой". Вертикально стартующие зенитные ракеты "Тора" - всего их в каждом комплексе 16 штук-- на дальности от 1 до 12 километров и высоте от нескольких метров до 10 километров одновременно достанут четыре вражеских объекта, летящие со скоростью до 700 метров в секунду. В полевых условиях без дозаправки топливом системы электропитания комплекса "Тор" способен нести боевое дежурство в течение 46 часов. При этом в его экипаж входит всего три человека.
Вот такое надежное средство прикрытия войск и объектов от воздушных ударов противорадиолокационными и крылатыми ракетами, атак ударных беспилотников, вражеских самолетов и вертолетов до конца этого года должны получить подразделения российской арктической группировки войск.