Рапота рассказал о союзном договоре, единой валюте и равных правах
О равных правах
"Создание" равных прав для граждан Союзного государства - россиян и белорусов - термин не очень подходящий, потому что равные права уже созданы, и сейчас идет процесс их совершенствования. В чем их суть? Когда мы приезжаем друг к другу в гости, мы должны иметь одинаковые права с местными жителями: селиться, где хотим, поступать в университет или школу, устраиваться на работу, получать медицинское обслуживание и соцобеспечение. Совершенствование тоже идет в разных направлениях, вот недавно, например, решена проблема взаимного признания водительских прав.
О союзном договоре
Политическая обстановка постоянно меняется, меняются жизненные реалии, поэтому время от времени нужно проводить инвентаризацию того, что сделано, четко осознавать то, где мы стоим. Сегодня с российской и с белорусской стороны звучат пожелания посмотреть на союзный договор, заключенный почти 20 лет назад. Как мы его реализуем, что у нас получилось, что нет? Работа над таким анализом уже началась, и, думаю, примерно через полгода мы будем видеть, нужны ли какие-то коррективы.
О единой валюте
Этого вопроса нет в нашей повестке. Хотя, напомню, попытка ее создания была. Сейчас мы идем по такому пути: примерно 90 процентов межгосударственных расчетов производится в российских рублях. Никаких неудобств от этого никто не испытывает - это устраивает и россиян, и белорусов.
О спорах
Очень часто действительно возникают серьезные основания для споров, и порой - жарких, особенно, когда это касается экономики. Скажем, цена на газ. Это не эмоции, это отстаивание жизненных интересов каждой стороной. Собственно вся наша работа и заключается в том, чтобы решать возникающие в отношениях России и Беларуси проблемы.
О конкуренции
Сегодня стоит стратегическая задача - создать равные конкурентные условия для хозяйствующих субъектов на всей территории Союзного государства. Это звучит здорово, но, чтобы наполнить это желание конкретными делами, требуется пройти большой путь. Например, некое белорусское предприятие решило выйти на российский рынок или наоборот. Оно непременно вступит в конкуренцию с местным товаропроизводителем, у которого мощная государственная поддержка. Поскольку "пришлый" такой поддержки не имеет, тут и возникает противоречие - неравные конкурентные условия. Эту проблему надо доработать, и это шаг за шагом делается.
О союзном бюджете
Бюджет Союзного государства не очень большой - около пяти миллиардов российских рублей ежегодно. На что он тратится? Во-первых, на поддержание боеспособности региональной группировки войск - проведение учений, совершенствование инфраструктуры - военной, пограничной и т.д. Кроме того, финансируются обширные культурные программы - фестивали, олимпиады, спартакиады, летние лагеря... Много лет действует союзная программа по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Работают программы по созданию новых материалов, космическим исследованиям, метеорологии, медицине... Фактически мы работаем как венчурный инвестиционный фонд. И осмелюсь заявить: если сравнивать нас с существующими венчурными фондами Беларуси и России, то мы работаем достаточно успешно. Хотя, с другой стороны, о какой коммерческой успешности может идти речь, когда мы решаем, например, вопросы медицины и финансируем программу по созданию спинальных систем для детей?
О сотрудничестве регионов
Если брать приграничные с Беларусью районы России, то сама географическая близость дает некие преимущества: например, там можно встретить много белорусов, работающих в российских компаниях водителями автобусов. А если говорить о статистике в целом, то объемы взаимовыгодной торговли, конечно, значительно выше у белорусов с Москвой, Петербургом, Татарстаном, Нижним Новгородом. Активно развивается взаимодействие с Сахалином, где фактически отсутствует сельскохозяйственное производство, его надо восстанавливать. У белорусов большой опыт в этом деле. К тому же на Сахалине имеются крупные угольные месторождения, на которых сейчас работают БелАЗы. Словом, сахалинцы и белорусы нашли друг друга.