Прием "найди охотника" известен давно: помните детские картинки, где среди переплетения ветвей и листвы надо было увидеть фигуру притаившегося человека с ружьем? В сущности, Лю Болин делает то же самое. Только для начала, чтобы вписать человека в пространство, он переодевает его в робу и тщательно раскрашивает "под интерьер" или "под пейзаж". А потом фотографирует.
Интересно, что ни к каким цифровым ухищрениям вроде фотошопа художник не прибегает. Однако в результате мы видим фотографии, на которых контур "человека-невидимки" очевиден, но нелегко обнаруживаем. Лю Болин первый, отмечают искусствоведы, превратил эту технику в манифест. "Мне кажется, в современном обществе постоянно уничтожается значение человека", - говорит художник. "Люди вычеркивают самих себя в стремительно развивающемся потоке жизни…"
Художник доводит этот бесчеловечный парадокс до абсурда: оказывается каждый из нас может угадать себя в этих "невидимках". Человек, почти слившийся с полками супермаркета. Человек, практически "исчезнувший" на фоне сваленных в кучу пластмассовых игрушек...
Расчеловечивание личности - одна из главных угроз, которые несут современному обществу успехи цивилизации. И в этом смысле "люди-невидимки" на картинах Лю Болина - сильное социальное высказывание. Названия многих работ говорят сами за себя: "Уволенные рабочие", "Нелегальный таксист". А цикл "Спрятаться в городе" возник как следствие предолимпийских событий в Пекине, когда правительство уничтожило международный художественный лагерь Суо Джия Кан. Тогда наряду со многими другими коллегами Лю Болин потерял мастерскую. И сам стал "художником-невидимкой".
Сам Лю Болин важным этапом для себя называет работу "Раковая деревня". Это - документальный текст, повествующий о судьбе сотен китайских деревень, оказавшихся в непосредственной близости от промышленных предприятий. Из-за вредных выбросов их обитатели повсеместно страдают онкологическими заболеваниями. На полотне мы видим дюжину мужчин, женщин, детей, вписанных "невидимками" в сжатое пшеничное поле...
Сам художник свои приемы работы ни от кого не прячет: наоборот, на встрече с журналистами он предложил раскрасить любого желающего и "вписать" его в пейзаж райского сада, заготовленного заранее. Работа, как обычно и водится у маэстро, заняла несколько часов. Фотографирование результата - еще примерно столько же.