Новости

21.02.2018 19:44
Рубрика: Общество
Проект: В регионах

От Пушкина к Эллочке-людоедке

Бывший учитель отстаивает в Сети чистоту русского языка
Пожалуй, это было странное мероприятие: взрослые люди самых разных и далеких от филологии профессий в выходной день собрались, чтобы научиться... рассказывать истории. Еще одна странность заключалась в том, что мероприятие было бесплатным, и это филологическое миссионерство вызывало дополнительный интерес к докладчику. Познакомьтесь и вы: Наталья Панасенко - бывший школьный учитель русского и литературы, потом много лет проработавшая главным редактором периодических изданий, ну и блогер, куда ж теперь без этого. Хотя страничка в Интернете у нее не совсем обычная. Наталья не делится репортажными кадрами об испеченных пончиках, свеженарисованных бровках и южных курортах. Учитель русского языка проводит в Сети диктанты, разбирает ошибки, отстаивает нормы литературного языка и, как может, противостоит мату.
 Фото: Татьяна Андреева/РГ Отсутствие элементарной грамотности уже немодно прятать за тарабарским блогоязыком. Фото: Татьяна Андреева/РГ
Отсутствие элементарной грамотности уже немодно прятать за тарабарским блогоязыком. Фото: Татьяна Андреева/РГ

Наталья, почему вы стали блогером?

Наталья Панасенко: Я потеряла любимую работу. И, чтобы вместе с ней не лишиться смысла и радости жизни, начала искать, куда приложить мои знания, опыт и энергию. Пошла туда, где, оказывается, живут миллионы. В соцсети. И нашла там реальный нереальный мир: люди общаются, делятся опытом и знанием, ссорятся и дружат… Конечно, вся коммуникация в Сети держится на слове, от которого сердце филолога екает от удовольствия, подпрыгивает от изумления и уходит в пятки от ужаса. В Интернете пишут так, как позволяет уровень воспитания и образования. И я подумала: открою аккаунт и буду рассказывать о нормах языка, тексте, об отличиях письменной речи от устной, поделюсь любимыми и интересными книгами. Вот так сложился круг моих интересов в Сети, поддержанный единомышленниками. Они задают вопросы, искренне радуются новым знаниям, просят писать еще и еще.

Неужели это на самом деле так необходимо взрослым, ведь нам уже не грозит ЕГЭ?

Наталья Панасенко: Сейчас людям все чаще приходится использовать письменное слово - Интернет вынуждает. Кто-то сочиняет резюме. Кому-то хочется выразить умные мысли, которые решительно противятся переводу на бумагу. Наконец, кто-то мечтает написать книгу. И вообще, что такое блогосфера? Именно подача своих мыслей, возможность самореализации. Гуру Сети советуют делать ставку на лайки, фото, продвижение. Мол, достаточно эпатажного фото, вызывающей подписи, провокационного вопроса, и все - внимание публики заработано. Я считаю, подобные приемы приносят сиюминутный эффект, а опираться стоит на хороший текст. Но для этого надо как минимум быть грамотным человеком, а в идеале - уметь ярко формулировать свои мысли. А вот с этим у большинства проблемы.

Плохо учились в школе?

Наталья Панасенко: И это тоже, конечно. Блогерам не хватает элементарной грамотности, ее отсутствие уже немодно прятать за "албанским" и "падонским" блогоязыками. В школах риторика не в особой чести, не многие могут свободно выражать мысли в устной речи. Люди редко читают, их словарный запас ничтожно мал. Мы даже не замечаем, как беднеет наш личный лексикон. Статистика говорит: образованный современный человек владеет в среднем 5-10 тысячами слов, а тридцать лет назад - 10-12 тысячами! Впечатляет размах потерь? Кстати, у Пушкина в личном активном использовании, напомню, было 24 тысячи слов...

Если за мат в публичном месте "ораторам" грозит хотя бы гипотетическое наказание, то "воздух" блогосферы они портят безнаказанно

А у Эллочки Щукиной - три десятка. Тенденция пугающая. Что же делать? Опять садиться за парту?

Наталья Панасенко: Не обязательно. Первый шаг - понимание проблемы. Если вам в работе нужен русский язык, как, например, кому-то автомобиль, значит, вам необходимо сперва выучить правила, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, а затем научиться водить, в нашем случае - грамотно говорить и писать. Нужна практика. Не так давно я предложила моим подписчикам написать диктант онлайн. Думала, дай бог, откликнутся пять-десять человек. Решились сорок восемь! Значит, есть потребность в грамоте. Люди спрашивают, как правильно написать слово, почему такая норма, мы вместе разбираем ошибки. Поверьте, это очень увлекательно.

Я не устаю повторять: как можно больше читайте, причем классику, возвращайтесь к навыкам использования словарей, расширяя словарный запас. Вроде бы, банальный совет, а с какими поразительными вещами порой сталкиваешься. Казалось бы, Интернет всегда под рукой - любое слово проверит. Но беда в том, что некоторые люди уже не понимают, что пишут с ошибками, не чувствуют слово.

Интересно, кто ваши подписчики?

Наталья Панасенко: Удивительно, но это люди не только из разных уголков нашей страны, но и из ближнего и дальнего зарубежья. Им в среднем от 25 до 37 лет. Мужчин 34 процента. Я очень рада, что нас объединяет русский язык, желание и даже потребность знать его нормы.

У меня есть подписчица из Красноярска (я ее уже называю интернет-подругой), так она делает и вовсе странную вещь: платит подросткам за то, что они читают Достоевского! Зачем? Говорит, если даже хоть один из них увлечется чтением, уже хорошо. И денег ей на это не жалко.

Наталья, а вам не кажется, что именно блогосфера - не совсем подходящее место для обучения тонкостям филологии? Тут важно побыстрее, похлеще да поскандальнее. Чем проще, тем доходчивее, не так?

Наталья Панасенко: Так зачастую и думают, к сожалению. Во многом "благодаря" блогосфере русский язык в последние годы стал и не богатым, и не великим, и не могучим. Примитивная лексика и ее разновидность мат вольготно существуют на просторах Интернета, не разбирая ни пола, ни возраста читателей. Ведь это так просто: ввернул грязное словечко - и показал всему миру свою независимость и раскованность, отношение к запретам и правилам, сделал высказывание более эмоциональным. Причем если за мат в публичном месте "ораторам" грозит хотя бы гипотетическое наказание, то "воздух" блогосферы они портят безнаказанно. Да что они: писательница Татьяна Толстая, одна из законодательниц литературной моды, позволяет себе то, что Административный кодекс делать запрещает!

Ключевой вопрос

Что вы можете противопоставить неисчислимому множеству распущенных "ораторов"? Вспоминается мальчик, который пальчиком затыкал дырку в плотине, чтоб ее не прорвало.

Наталья Панасенко: Но ведь не прорвало же! Пусть один, два, десять человек запретят себе языковую распущенность - уже хорошо. Я верю в теорию малых дел. Если благодаря современным технологиям мы оказались, условно говоря, на бескрайней площади, то это не означает, что нам можно опускаться до площадной брани. Надо держаться до последнего, ставить какие-то флажки на границе дозволенного, сохранять критерии чистоты и опрятности языка. Кстати, "Российская газета", на мой взгляд, была и остается обнадеживающим примером того, как можно говорить современным языком, не опускаясь до модных "трендов". Особенно ценю в этом смысле рубрики "РГ" "Говорим по-русски" Марины Королевой и "Календарь поэзии" Дмитрия Шеварова.

Из блога героини

Вы же пишете деловые письма? Тогда у меня к вам вопрос: ставите или нет запятую в заключительном предложении "С уважением Иван Сидоров"?

Почти уверена: 90 процентов из вас скажут "да". Почему? Предполагаю ответ: "Все ставят" или "Просится". Кстати, и уважаемый портал о грамоте рекомендует: принято ставить в связи со "сложившейся практикой письма". Кем принято? Не нашла справочника, утвержденного Министерством образования и науки РФ, в котором этот случай был бы дан как норма.

А раз так, я пользуюсь старыми правилами. И… вижу ошибку: пунктуационных оснований для запятой нет. Что у нас здесь? Неполный вариант предложения: "С уважением обращается к вам Иван Сидоров". Запятую поставим? Нет.

А если знак все-таки есть, какую он роль выполняет? Вариант один: выделяет обращение "Иван Сидоров". Получается, пишущий обращается к самому себе: "С уважением, Иван, пиши, с уважением!" Странно, правда?

Кто-то возразит: интонация просит! Да, просит сделать паузу, но на письме главенствует грамматический принцип. Если мы станем ставить знаки там, где, как нам кажется, надо сделать паузу, сложно будет понять друг друга.

Кстати, в Сети есть скан письма Розенталя. Если найдете, обратите внимание на подпись: "С уважением Д. Э. Розенталь".

Для любителей красоты. Если подпись в одну строку кажется некрасивой, можно "С уважением" разместить на одной строке, должность, фамилию и прочее - на следующей.

А почему вы ставите запятую в этом случае?

P.S.

Встречая увлеченного человека, поневоле прислушиваешься к его идеям. Не откладывая дела в долгий ящик по дороге домой я зашла в свой любимый книжный магазин и купила "Большой словарь синонимов и антонимов русского языка". Чтоб подальше от Эллочки, а то неровен час…

На заметку

Если надо проверить слово, вспомнить правило, заходите на gramota.ru.

Общество Образование Общество СМИ и соцсети Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область Екатеринбург
Добавьте RG.RU 
в избранные источники