21.02.2018 19:50
    Поделиться

    Жители Ямала рассказали, за что любят национальную одежду

    Национальная одежда в Арктике защищает от 60-градусных морозов
    Мужскую шубу на Ямале называют малицей, женскую - ягой. Помните в русских сказках Бабу-ягу? По одной из версий название оттуда. Но шуба в арктическом регионе - не просто верхняя одежда, это целая философия жизни, а иногда и дом, причем в прямом смысле слова. Застала, скажем, непогода или темнота в тундре кочующих оленеводов, и нет возможности поставить чум, в таких тулупах можно смело зарыться в снег и переночевать. Национальная одежда ненцев позволяет выдержать морозы под 60 градусов, что в Арктике не такая уж и редкость.

    Обо всем этом мне рассказала потомственная ямальская мастерица Евгения Вануйто. К слову, в небольшом поселке Яр-Сале, где она живет, сейчас как раз стоят трескучие морозы под 40 градусов, по ночам нередки всполохи полярного сияния. Красота, как говорит Евгения, неимоверная. Возможно, поэтому и одежда у северных рукодельниц похожа на настоящее произведение искусства.

    - Ярких красок, когда шьем, хочется добавить еще и потому, что в Арктике восемь месяцев в году лежит снег, кругом бело, тундра бескрайняя. Вот и требует душа чего-то сочного, настоящего, чтобы жизнь не казалась однообразной и унылой, - признается Евгения Вануйто.

    По словам Евгении, в каждом районе мастерицы используют свой орнамент. Он формировался веками, по нему безошибочно узнают, из какой местности человек и даже к какому роду принадлежит. Все эти традиции северяне бережно хранят, потому что моду в Арктике диктует мороз. Здесь в норковых и тем более в шубах искусственного меха не походишь. На Крайнем Севере, на побережье Карского моря даже отопление в домах отключают в июне. Что уж говорить об оленеводах и их семьях, круглый год кочующих по тундре. Теплее и комфортнее национальной одежды для них еще ни один модельер не придумал. К слову, сегодня на Ямале живут 42 тысячи представителей коренных народов Севера, и 17 тысяч из них по-прежнему ведут традиционный образ жизни, перемещаясь вместе со стадами оленей от пастбища к пастбищу.

    Главным образом для них и шьет одежду Евгения Вануйто. Когда-то и ее родители кочевали. В семье было шестеро детей, и каждому из них мама собственноручно шила весь зимний гардероб - шубу, шапку, меховые оленьи бурки, а кроме того, одежду для себя и мужа. И это при том, что у ненецких женщин множество других забот: поставить чум, разделать оленя, приготовить пищу. У мужчин своей работы хватает.

    На одну шубу, украшенную национальным орнаментом, как говорит Евгения Вануйто, уходит до нескольких месяцев. Причем до сих пор мастерицы кропотливо соединяют оленьи шкуры жилами этих животных. На хорошую шубу нужно не меньше восьми шкур. Больше всего на Ямале ценятся белые ягушки - шубы из молодых олешков, в них щеголяют первые модницы. В Арктике такая шуба ценится, как соболья в средней полосе России. Белыми ягушками награждают победительниц национальных конкурсов красоты. Стоит она не меньше ста тысяч рублей. Около 30 тысяч отдают за расшитые оленьи бурки. Наденет всю эту красоту ненецкая девушка - глаз не оторвать! А как тепло в лютые морозы!

    Бывает, шуба в Арктике нужна даже летом, поэтому некоторые поношенные старенькие ягушки носят и в июле. Причем в тундре принято иметь несколько тулупов на разную погоду. В идеале у мужчины, например, должно быть три малицы. Интересно, что скроены они таким образом, чтобы, не оголяя руки на морозе, набить под одеждой, скажем, табак или выполнить какую-то мелкую работу. Мужские малицы также расшивают орнаментом, правда, более сдержанным, чем женские. Вот и получается: зимняя одежда в Арктике - это и дом, и отражение целой философии жизни ненцев.

    Кстати, национальные традиции коренных народов Севера не только живы, но и бережно передаются от поколения к поколению. Как признается Евгения Вануйто, ее дочка, хотя и учится в колледже на делопроизводителя, если понадобится, сумеет сшить отличную ягушку себе и своим детям.

    Поделиться