Новости

22.02.2018 11:33
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Музей ГАИ

Бывший сотрудник Госавтоинспекции Александр Зорин собрал уникальные экспонаты и материалы об истории этой службы в Прикамье
В огромном здании краевой ГИБДД на бульваре Гагарина в Перми нашлось место и давно вышедшим из обращения самым разным старым государственным номерам и плакатам, посвященным безопасности дорожного движения. Их собирает бывший сотрудник Госавтоинспекции Александр Зорин.
Александр Зорин: Я собираю все, что касается истории ГАИ и подвигов ее сотрудников. Фото: Константин Бахарев Александр Зорин: Я собираю все, что касается истории ГАИ и подвигов ее сотрудников. Фото: Константин Бахарев
Александр Зорин: Я собираю все, что касается истории ГАИ и подвигов ее сотрудников. Фото: Константин Бахарев

Держи скот на поводу

Что удивительного может быть в ведомственном музее? Тем более что про ГИБДД все известно. Есть правила дорожного движения (ПДД), их надо соблюдать, иначе оштрафуют. Но, оказывается, не все так просто. Об этом и рассказывают экспонаты в музейной комнате - так официально называется заведение Александра Зорина.

До 1960 года, например, правила дорожного движения в каждом регионе были свои. В музее ГАИ хранится потертая книжечка, где указано: "ПДД для Пермской области утверждены областным Советом депутатов трудящихся 22 мая 1959 года".

В правилах немало интересного. Один из разделов называется "Движение гужевого транспорта". Это сегодня перегон скота по дорогам приравнен к движению велосипедистов и владельцев мопедов. А более полувека назад гужевому транспорту уделяли гораздо больше внимания.

В то время "водители кобылы" обязаны были держать вожжи в руках. Видимо, случались инциденты, когда возницы их отпускали, что приводило к печальным последствиям. Да и ехать на телеге следовало исключительно по правой стороне дороги. Если же под седлом или вьюком пугливое животное, то его надо было вести на поводу.

Очень любопытны дорожные знаки. Есть удивительный указательный знак "Голуби" - в желтом круге с черным треугольником изображены две белые птицы. Это знак предупреждения для водителей: "Осторожно! Голуби!". Езда на таком участке разрешалась со скоростью не более пяти километров в час.

История знака такова. Однажды ученик 170-й школы Свердловского района Москвы Юра Вайнштейн увидел, как легковой автомобиль, двигавшийся с большой скоростью по Петровским линиям, помял голубя. Юра подобрал птицу и выходил ее. А потом написал письмо в "Пионерскую правду": "Я очень люблю голубей, это не просто красивые птицы, а символ мира. Но некоторые шоферы ездят невнимательно и давят их. Заставьте водителей машин соблюдать осторожность в тех местах, где много голубей. Мы, пионеры, будем вам за это очень благодарны".

Редакция переслала письмо в отдел регулирования уличного движения, после чего вскоре и появился новый дорожный знак, подобного которому не было и нет ни в одной стране мира.

Первые светофоры

Подполковник Александр Зорин, хранитель музея, отслужил в Госавтоинспекции четверть века, практически все время в отделе технического надзора. Он гаишник во втором поколении - его отец служил 30 лет. Начинал в сельских районах, на пенсию вышел в должности начальника ГАИ Свердловского района Перми, как и сын, подполковником.

- Я с детства в Госавтоинспекции, - говорит Александр Зорин. - Помню, отец занимался в районах установкой светофоров, они стали появляться у нас в 70-х годах прошлого века. Это сразу облегчило движение на дорогах. У отца был мотоцикл Harley Davidson с коляской. Даже не знаю, откуда он взялся. Сейчас был бы раритетом.

В Прикамье улицы оборудовали светофорами не сразу, и водители к ним привыкали с трудом.

Забавный случай, уже в 1990-е годы, произошел в Добрянке. В центре города поставили первый светофор. Не прошло и пары дней, как под его разноцветными огнями случилось ДТП. Его участниками, как на грех, оказались две милицейские машины - отдела вневедомственной охраны и дежурной части. Как местное милицейское начальство отреагировало на аварию средь бела дня на глазах у прохожих лучше не вспоминать.

"Люди, овладевающие техникой"

Музей существует не первый год, но все еще находится на стадии наполнения. Государственные номера всех типов и времен размещены на столе. В стеклянных витринах - документы, шевроны, полосатые жезлы разных модификаций. Многое менялось в нашей стране, менялась и Госавтоинспекция. В Прикамье она появилась в 30-х годах XX века. В музее хранится журнал регистрации автотранспорта того периода. Первыми в нем зарегистрированы грузовики АМО-3 и ЗИС-5 Лысьвенского завода имени ЗИ НКТП - газеты "За индустриализацию" наркомата тяжелой промышленности.

Есть в музее подлинник водительского удостоверения тех лет. Он заметно отличается от современных и по размеру, и по содержанию. В шапке документа - цитата Сталина: "Главное теперь в людях, овладевших техникой". Рядом с удостоверением лежит справка, согласно которой некий товарищ окончил месячные курсы шоферов при Пермской автошколе.

Без коррупции!

Почетное место в музее занимают приборы, когда-то казавшиеся верхом технологического прогресса. Есть небольшая коллекция аппаратуры для измерения скорости автомобилей на дороге, в том числе "Барьер" и "Барьер-2М". Но самое почетное место отведено "Вятке". До наступления компьютерной эры механизм служил для сдачи экзамена по правилам дорожного движения.

- Этот прибор позволяет исключить участие сотрудников Госавтоинспекции во время экзамена, - говорит Александр Зорин. - Как модно сейчас говорить, он выполняет антикоррупционную функцию.

Хранитель музея показывает, как работает это чудо советской неподкупной техники. Громко щелкают клавиши на панели, на мутноватом от времени экране появляются билеты с заданиями. Под легкое лязгание прибора и звучные щелчки клавиш Зорин лихо расправляется с вопросами.

- Сдал! - говорит он, улыбаясь. - С первого раза, без ошибок.

В память о героях

Любопытных экспонатов в музее много, а вот информации о людях явно не хватает. Зорин еще только начал ее собирать. Уже оформлен стенд, посвященный Георгию Моськину, 26 лет руководившему пермской ГАИ.

- Вот разживусь большими витринами, тогда и начну оформлять экспозиции, посвященные сотрудникам, - говорит Зорин.

Героев в автоинспекции хватает. Надо и отдельную выставку участников Великой Отечественной войны подготовить, да и тех, кто отличился уже в мирное время, тоже нельзя забывать.

Например, Игоря Ершова, бывшего командира взвода ДПС из Добрянки. В начале 2000-х он был удостоен ордена Мужества. Героизм Ершов проявил при задержании двух бандитов, пытавшихся скрыться от наряда ГАИ. Несмотря на стрельбу и даже брошенные в сотрудников Госавтоинспекции гранаты, скрыться преступникам не удалось.

У музея пермской ГИБДД впереди еще много работы. Сегодня здесь около 700 экспонатов, и Александр Зорин надеется, что их будет еще больше. Постепенно музей разрастется и станет популярным не только у сотрудников, но и у жителей Пермского края.

Комментарий

Алексей Карин, начальник УГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю

Надежной опорой руководства Госавтоинспекции Прикамья для сохранения традиций, воспитания молодых сотрудников, передачи им своего бесценного опыта являются ветераны службы. Очень важно патриотическое, профессионально-нравственное воспитание личного состава и подрастающего поколения. В нашем музее можно своими глазами увидеть историю, узнать о событиях и людях, которыми гордится ГАИ. Ветераны службы считают своим долгом сохранить для потомков пройденный ими непростой профессиональный путь.

Справка "РГ"

Они руководили ГАИ Прикамья

Михаил Гольденберг 1936-1941

Абрам Трок 1941-1962

Георгий Моськин 1962-1988

Владимир Мовчан 1988-2001

Николай Калинин 2002-2011

Олег Чуркин 2011-2017

Алексей Карин с 2018.

Культура Арт Музеи и памятники Филиалы РГ Пермский край ПФО Пермский край
Добавьте RG.RU 
в избранные источники