Новости

26.02.2018 20:55
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Уроки Едвабне

В Воронежском Камерном показали спектакль о Холокосте
Михаил Бычков поставил спектакль "Одноклассники" на сюжет, который вызывает в польском обществе огромные дискуссии. Пьеса Тадеуша Слободзянека "Наш класс" посвящена истории убийства сотен евреев их польскими друзьями и соседями в селе Едвабне на востоке Польши.
В спектакле актеры находятся почти на безопасной дистанции по отношению к прошлому, которое так же страшно раскапывать, как и забывать.  Фото: Алексей Бычков В спектакле актеры находятся почти на безопасной дистанции по отношению к прошлому, которое так же страшно раскапывать, как и забывать.  Фото: Алексей Бычков
В спектакле актеры находятся почти на безопасной дистанции по отношению к прошлому, которое так же страшно раскапывать, как и забывать. Фото: Алексей Бычков

Сначала, в 2001 году, книга Яна Томаша Гросса "Соседи" буквально взорвала польское общество. Затем Слободзянек написал по мотивам еще одной книги - "Мы из Едвабне" - пьесу "Наш класс": название и первая сцена поставленного им спектакля прямо отсылала к легендарному "Умершему классу" Тадеуша Кантора. Взрослые (и, как скоро выяснится, в основном уже умершие) люди сидят за партами, тянут руки, отвечая на заданные историей страшные уроки. Но в отличие от спектакля Кантора 1975 года, где на публику действовало как раз отсутствие назидательности и всякого упоминания о тех, кто исчез в печах неподалеку от Кракова, в пьесе и спектакле Слободзянека уроки предстают не только заданными, названными, но и проработанными, выученными раз и навсегда, даря зрителю утешительное (и ни на чем не основанное) чувство морального превосходства над персонажами.

Михаил Бычков, проявив гражданское мужество, не только поставил эту непростую пьесу со своим выпускным курсом в Воронежском Институте искусств, но и включил ее в репертуар большой сцены руководимого им Камерного театра.

Бычков и его юные актеры проходят сквозь все сложности текста и контекста, не впадая в нравоучительность, морализаторство или пафос. Режиссер выбрал, быть может, самую нейтральную форму и место действия. На сцене - не школьный класс с его заданиями, уроками, наставлениями и оценками, но концертные подиумы на фоне огромных окон. Одетые в концертные костюмы актеры находятся почти на безопасной дистанции по отношению к прошлому, которое так же страшно раскапывать, как и забывать. Ведь забвение заминировано не меньше, чем память.

Пьеса Тадеуша Слободзянека "Наш класс" посвящена истории убийства сотен евреев их польскими друзьями и соседями в селе Едвабне на востоке Польши

Бычков создает в спектакле особую завесу, которая становится то стеной плача, то иконостасом, то экраном, на который проецируются - как документы прошлого - слова песен, исполняемые актерами. Это не только польские, советские и еврейские песни, ритуальные и обрядовые, но и те, которые возникают из конца ХХ века, наново сшивая времена.

В центре спектакля - сцена поминальной трапезы. Стремительно, с помощью минимальных усилий, рядом с концертным подиумом возникает стол, и те, кто только что пели-рассказывали о прошлом, сами становятся действующими лицами, персонажами трагедии, надевая на себя платок или кипу. Видно, как студенты превращаются в этом спектакле не просто в актеров - в личностей. Добавляя новые и новые подробности убийств, они переключаются из режима "рассказывания" в режим "перевоплощения", на глазах становясь жертвами или палачами, резко сокращая дистанцию по отношению к прошлому.

Самое сильное свойство спектакля Михаила Бычкова состоит в том, что он не пользуется мелодраматической конструкцией пьесы для утешения публики. Вместо очищающего катарсиса на зрителей обрушивается безответное и мучительное многоточие. Круговая порука ненависти не находит разрешения. Чем больше новых деталей пробрасывает драматург, тем мрачнее "черный концерт" Воронежского театра.

Форма концерта становится своеобразной метафорой того политического "концерта по заявкам", в котором по сей день пребывает общество, раскачиваемое то влево, то вправо. Это мучительное и неутешительное чувство вместе со старинным польским танго повисает над притихшим залом Воронежского Камерного.

Культура Театр Драматический театр Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Воронежская область Воронеж Театральный дневник Алены Карась
Добавьте RG.RU 
в избранные источники